Восканова Сусанна Арташесовна
педагог дополнительного образования
МОУ ДО МЭЦ г. Краснодар

Музыкальная мысль как основа структуры произведения

Музыка - это ритмическое, мелодическое и гармоническое чередование тонов. Фразировка - искусство придавать музыкальным фразам, будь то темы, их разработка или пассажи, во всех разнообразных формах - надлежащую степень выпуклости, необходимую долю выразительности оттенков, обратив внимание на характер их мелодики и ритмики.
Музыкальная фраза на скрипке естественно является мелодической. Она может длиться 4, 6, 8 тактов или даже еще больше, все дело в том, чтобы она образовала непрерывное целое, в котором композитор выражает свои мысли и чувства.
Скрипач должен помнить, что отдельная музыкальная фраза или мысль, также как и фраза в книге, представляют собой лишь частицу общей мелодической линии. Очень важновыделить второстепенную роль подчиненных фраз. Скрипач никогда не должен звуком или экспрессией поднимать их до уровня главной фразы или главных фраз. Умение определить эти зависимости - первый великий принцип фразировки.
Мертвящая монотонность, замечаемая в исполнении некоторых скрипачей, большей частью обязана своим происхождением недостатками фразировки. Эти скрипачи довольствуются тем, что играют ноты, как они написаны, не понимая, что мелодия значит больше, чем просто длинный ряд последовательных звуков. Мелодия не есть простой ряд нот, она построена из отдельных мелодичных единств, одновременно независимых друг от друга и связанных друг с другом. Исполнять фразировку нужно всегда с художественным чутьем «правильной интерпретацией», то есть с применением нюансировки. Существуют преимущественно 3 способа, которыми скрипач достигает правильной нюансировки. Прежде всего это- 1) динамика, «наука о силах», 2) тембр- то есть качество и окраска звука, 3)темп. К темпам, динамике и оттенкам мы должны присоединить ритм. Ритмический акцент тоже необходим для интерпретации музыкальной фразировки.
Музыкальный вкус, музыкальное чувство пропорций должны руководить музыкантом в фразировке. Никогда два артиста не играют один пассаж одинаково: их фразировка может быть похожа, но всегда будут присутствовать неуловимые отклонения, изменения и различия, обязанные своим происхождением их индивидуальному темпераменту, индивидуальным свойствам их вдохновения, знаний, ловкости и интуиции. Правильная фразировка - один из признаков подлинной артистичности. Каждая прекрасная фраза зависит от технического совершенства исполнения, так как несмотря на музыкальную интуицию скрипача и его чувство пропорций, неверный штрих или неверная аппликатура, могут нарушить непрерывность, лежащую в основе главной и убедительной фразировки.
Нюансы и фразировки - это средства, которыми душа музыканта и исполняемых ими произведений открывается слушателю. Скрипач, подобно любому другому артисту, лучше всего учится на практике. Нужно вслушиваться в собственное исполнение. Играть фразу или пассаж различными способами, делать переходы, менять выражение, играть то громче, то тише, пока не найдется собственная интерпретация. Любую печатную ноту нужно заставить жить, светиться и сиять в звуках.
Почти невозможно дать точные указания для фразировки. Ее можно показывать со скрипкой в руках, но не описывать. К тому же скрипач находится в такой зависимости в данный момент, от настроения, что редко играет одну и ту же фразу одинаково. Хорошая фразировка предполагает наличие артистического дарования. Для этого нужен природный инстинкт, хороший вкус и чувство меры.

Яндекс.Метрика