Перунова Юлия Васильевна

педагог дополнительного образования

МАОУ ДОД ЦДОД МЭЦ

(вокал)

Методика развития детского голоса

Постановка голоса, то есть приспособление и развитие его для профессионального пения – это процесс одновременного и взаимосвязанного воспитания слуховых и мышечных навыков поющего.
Это выработка хороших, правильных певческих привычек.
          В певческом звукообразовании принимают участие многочисленные группы мышц, в частности дыхательные, артикуляционные, гортанные и ряд других. В процессе овладения любой специальностью, связанной с мышечной работой, в том числе и пением, работа мышц перестраивается, уточняется, отшлифовывается в нужном направлении под влиянием обучения.
    Как говорят физиологи, работа мышц становится очень тонко дифференцированной, то есть расчлененной и упорядоченной. Образуются, вырабатываются нужные связи, рефлексы, ненужные тормозятся, лишние движения и напряжение исчезают, формируются стойкие вокальные навыки, в результате которых голос должен звучать энергично, чисто и свободно.

     Голос возникает в результате вибрации голосовых связок, противостоящих напору выдоха. Его нельзя «снять» со своего места, нельзя ни «послать», ни «посадить», ни «приблизить», ни «удалить».  «Близость» или «дальность» голоса зависит от организованности звучания, от наилучшего акустического эффекта, создаваемого с помощью артикуляции поющего.Так, с помощью движения корня языка, связанного подъязычной костью с гортанью, можно увеличивать или приостанавливать сдвиги гортани вверх и вниз в процессе «преодоления» музыкальных интервалов (начиная с малой секунды и т. д.). Гортань смещается также и от смены гласных. Ее положение выше на гласных и и е, чем на гласных а, о, у. Блестящие исследования (с помощью рентгена) проф. Л. Б. Дмитриева показали, что у хороших профессиональных певцов гортань обретает спокойное и устойчивое положение, лишь незначительно смещаясь по вертикали. Чем менее опытен певец, тем больше сдвигов и толчков испытывает его гортань в процессе преодоления интервалов и гласных. Ловкая, быстрая и классическая артикуляция (то есть перестройка корня языка, формы зева, глотки и мягкого нёба) помогает певцу уберечь гортань от смещений. Приходится прибавить, что для того, чтобы легко и ловко артикулировать в соответствии с данным интервалом, певцу необходимо выработать свободу челюсти, языка и губ. «Плох тот певец, который думает петь с зажатой челюстью», – говорил Энрико Карузо. Также плох тот певец, который хочет петь с зажатым языком. Для произнесения слов язык постоянно должен быть свободен и готов к вокальной речи, то есть перестройке гласных и согласных.
          Поскольку условия работы голосового аппарата могут быть различны, постольку и звучание голоса получается лучше или хуже.

Многочисленную мускулатуру, принимающую участие в образовании певческого голоса, можно по функциям условно разбить на три отдела:
1. Мышцы корпуса, обеспечивающие главным образом подачу воздуха к связкам и одновременно правильное положение гортани.
2.Мышцы самой гортани, непосредственно участвующие в возникновении вибраций, а также мышцы шеи, прикрепляющиеся к гортани и ведающие ее установкой в целом.
3.Мышцы артикуляционного аппарата, основная роль которых – превратить звук, возникший в гортани, в членораздельную речь.
Все эти отделы мышечной системы в процессе пения должны работать во взаимосвязи так, чтобы задача, лежащая на каждом из них, выполнялась свободно, не мешая работе остальных.
          Голос возникает в результате вибрации голосовых связок, заключенных в гортани. Здесь происходит главная работа по голосообразованию, гортань – это святая святых певца.
В процессе голосообразования голосовые связки певца натягиваются, напрягаются и вместе со всей мышечной системой гортани организованно противостоят напору выдоха. Прочное натяжение, напряжение и эластичное смыкание связок в процессе их вибрации делают звук крепким, «металличным», хорошо «опертым». У хорошего певца дыхания хватает на длинную фразу, у плохого – не хватает и на ее половину. Происходит это не от плохого распределения дыхания (дыхательной мускулатурой) и не от недостаточного количества воздуха, забранного легкими певца – утечка дыхания неизбежна, если неправильно смыкаются связки поющего.
Расходование дыхания регулируется правильным рабочим напряжением связок. В нахождении этого рабочего напряжения связок, их правильного смыкания основную роль играет атака. В атаке (начале звука) действуют и дыхание, и смыкание связок, причем их работа в момент атаки хорошо поддается мышечному контролю. Каждый обученный певец может энергично, мягко или с придыханием атаковать звук, а следовательно, создать тот или иной тип рабочего напряжения связок. Атака хорошо ощутима, она воздействует непосредственно на характер смыкания связок, а вместе с тем и на трату дыхания. Именно поэтому она и должна прежде всего привлекать внимание певца. У детей младшего возраста, как у мальчиков, так и у девочек, весь механизм голосообразования совсем иной, чем у детей старшего возраста или взрослого человека. Прежде всего это объясняется отсутствием голосовой мышцы, которая оформляется полностью лишь к 11 – 12 годам (в первые 10 лет жизни голосовой связкой управляет в основном перстне-щитовидная мышца).

        Пение в младшем школьном возрасте осуществляется только краевым натяжением связок и носит ярко выраженный фальцетный характер.
В процессе звукообразования принимает участие большая группа вспомогательных мышц. В этот период в гортани только начинает образовываться достаточно мощные скопления нервных разветвлений. Именно это обстоятельство и влияет на её подвижность, тат как связь дыхательной, защитной и голосообразовательной функции осуществляется через нервную систему. Особенно важно отметить, что  в возрасте от 7 до 10 лет образуются нервные разветвления в надхрящнице черпаловидных хрящей, к которым прикрепляются сухожильные волокна почти всех мышц гортани. А это значит, что именно в это время начинают закладываться все основные навыки голосообразования, которые получают свое развитие в дальнейшем. Если развитие органов, входящих в голосовой аппарат, таких как легкие, бронхи, трахея, ротовая полость, полость носа, проходит постепенно, то гортань до периода наступления мутации развивается крайне медленно и неравномерно. Это создает диспропорцию между ростом гортани и всех частей голосового аппарата. Все выше изложенное, наряду с чисто физическими данными, влияющими, например, на дыхание (малый объем легких), показывает, что период  до 10 лет является чрезвычайно важным в развитие голоса. С одной стороны, его можно назвать периодом ограниченных возможностей, с другой – периодом становления и воспитания первоначальных  правильных певческих навыков. Диапазон голоса у детей обычно охватывает октаву ре¹- ре². Этот естественный диапазон определяется возможностями голосовых связок, тонких и коротких. У отдельных детей можно встретить даже звуки малой октавы (си и ля), но, как правило, они звучат неярко и напряженно. Для предотвращения нарушения голосовой функции детей необходимо со школьноговозраста строго соблюдать основные правила гигиены. Это в первую очередь касается выбора репертуара, звуковой диапазон которого должен быть приспособлен к среднему диапазону голоса детей того или иного возраста. Необходимо избегать чрезвычайно громкого, граничащего с форсировкой, пения и разговора.
           Качество голосообразования определяет и характер звучания. Легкость, полетность, нежность и своеобразная звонкость – вот признаки, присущие голосам детей школьного возраста, придающие им прелесть и особый колорит звучания.
         Дети 7 лет значительно отличаются по своим возможностям от 11-летних: если малышей еще нельзя разделить на сопрано и альты, то  у старших уже можно обнаружить характерные признаки низких и высоких голосов, появляется в некоторой мере, грудное звучание. Они поют полнозвучнее, насыщеннее и ярче. Однако, надо беречь детей от чрезмерного использования грудного регистра и насильственного увеличения "мощи" голоса. При фальцетном (головном) звучании, когда колеблются только края связок, самой природой ставятся естественные рамки динамической нагрузки голоса. У более старших ребят определеннее выявляется тембр, особенно при ненапряженном, спокойном пении.
          Наибольшей звучности голос достигает на умеренном форте, что очень важно иметь в виду. Но исключительная эмоциональная отзывчивость детей позволяет и при такой динамической шкале добиваться большой выразительности и яркости исполнения.

Вопросы тембрового воспитания постоянно привлекают мое внимание. У детей этого возраста тембр еще очень неровен, особенно при пении гласных. Поэтому необходимо добиваться возможно более ровного звучания гласных на всех звуках диапазона. Существенное значение в процессе воспитания тембра принадлежит атаке звука (твердой, мягкой). Умелое использование в вокальной работе мягкой и твердой атаки (при примате мягкой) оказывает самое благотворное влияние на тембр и помогает избавиться от таких неприятных явлений в голосе, как зажатость, носовой призвук и т.д.
          Самое лучшее звучание голоса обычно проявляется в зоне примарных тонов. Вот как определяет примарное звучание один из замечательных знатоков детского голоса А.А.Сергеев: "…это хорошее, естественное, ненапряженное звучание одного или ряда звуков, выявляющее индивидуальные характерные признаки голоса, искать которые следует в среднем регистре (ми - си первой октавы, реже до²."  

Яндекс.Метрика