Грязнова И.Ю.

педагог дополнительного образования

МАОУ ДОД  ЦДОД МЭЦ

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ

МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ.

 Отслеживания динамики развития музыкально-ритмических способностей.

Для отслеживания динамики развития музыкально-ритмических способностей мы проводимдиагностику, в которой выделены следующие параметры:интонирование, чувство ритма, дикция, артистизм, координация, ориентация в пространстве, сольное исполнение, исполнение в ансамбле.

Данную диагностику мы проводим на первых занятиях и по окончании года.

Для определения уровня развития музыкально-ритмических способностей, используем трехуровневою систему, где:

Высокий уровень «+» – творческая активность ребенка, его самостоятельность, инициатива. Быстрое осмысление задания, точное и выразительное его выполнение без помощи взрослого, ярко выраженная эмоциональность во всех видах музыкальной деятельности.

Средний уровень  «V»  – эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в музыкальную деятельность, однако, ребенок затрудняется в выполнении задания, требуется помощь педагога, дополнительные объяснения, показ, повтор и др.

Низкий уровень «-» – малоэмоционален, «ровно», спокойно относится к музыке, к музыкальной деятельности, нет активного интереса, равнодушен.

В процессе диагностирования выявляю группы ребят с начальным уровнем развития музыкально-ритмических способностей, средним или высоким уровнем того или иного аспекта диагностирования. Знание способностей ребят помогает нам определить основные проблемы детей и подобрать в соответствии с ними развивающие комплексы упражнений.

Ребятам с высоким уровнем развития музыкально-ритмических данных необходима соответствующая корректировка, закрепление результатов и добавление к ним более сложных развивающих упражнений.

Правильно подобранные задания (с учетом индивидуальных особенностей ребят) играют огромную роль в достижении результатов.

                     

 Применение музыкально – речевых и координационно – подвижных игр.

В своей практике мы применяем музыкально-речевые игры. Речь у дошкольников формируется и речевые игры на музыкальных занятиях превращаются  в увлекательные игры, помогающие укреплять и развивать речевой аппарат, дикцию и артикуляцию голоса, развивают чувство ритма. Речевые игры  с использованием звучащих жестов  развивают мышечные и тактильные ощущения. В речевых упражнениях восприятие детей происходит через зрение, слух, ощущение.

Интересные игровые упражнения с использованием «собственных» музыкальных инструментов и являются важным этапом процесса обучения игре на детских музыкальных инструментах, т.к. они дают ребенку возможность легко усвоить и осмыслить понятие ритма (ритмического рисунка), составляющего обязательный элемент мелодического движения.

 В теле человека содержится и заключено все, что необходимо для продуцирования и исполнения музыки. Разнообразие тембров, возникающих при ударе ладонями по его различным частям, вполне соотносимо с ансамблем ударных инструментов. Звучащие жесты – это хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопы, щелчки пальцами и др.  

Ритм – это последовательность звуков различной длительности. Выполнение речевых упражнений: произношение имен, ряда слов, состоящих из названий деревьев и цветов, потешек, небольших четверостиший, речевых и пальчиковых игр – позволяет детям хорошо ориентироваться в соотношении звуков по длительности и перенести эти навыки в исполнительство на музыкальных инструментах.

            В играх прием «эхо» дает возможность ребенку постоянно участвовать, быть ведущим. Сначала ребенок способен только повторять то, что слышит, а после у него появляется свой вариант. Свой ритмический рисунок, своя модель, свой образ, своя мелодия. Он сам утверждается, верит в свои силы, чувствует радость от своего творения. Тексты для упражнений подбираются ритмичные и удобные в произношении.

        Координационно – подвижные игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием. Условно их можно разделить на следующие группы: - коммуникативные, выполняющие психотерапевтические задачи развития социальной адаптации ребенка, принятия им партнера как друга; - игры команды; - пластико – ритмо- речевой театр.

Перечисленные разновидности разнопланово пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, ритма, воспитывает ансамблевую слаженность – все то, что необходимо для развития музыкальности.

В процессе работы следует обратить внимание на четкость, выразительность, эмоциональность произношения текста, что в свою очередь влияет на характер, качество выполнения движения. Следует следить за метрической стороной произношения текста, так как это определяет темп выполнения движения. Необходимым  компонентом является единство внутреннего ритма движений с внешним источником ритма, единство ровного метрического воспроизведения текста и согласованности движений.

Речь имеет сходную с музыкой интонационную природу. Интонация передается с помощью голоса, темпа речи, акцентов, пауз и т.д. Дети имеют разные природные данные. Учитывая индивидуальные способности, можно произносить текст и соответственно выполнять движения в разном темпе. Одни дети – в более сдержанном темпе, а другие – в подвижном. В последствии мы с детьми стремимся исполнять все в едином темпе.

Во время исполнения движений мы используем различные шумовые и ударные инструменты, которые задают ритм и украшают движение.

2.3 Технологическая карта работы с музыкально-речевыми играми.

  1. Устанавливается метрическая пульсация самыми простыми способами, используя звуки своего тела - «звучащие жесты»,  вместе с детьми выполняются: шлепки по коленям, удары сжатыми кулачками, указательными пальцами, тихими хлопками и.т.д.
  2. На этом фоне начните выразительно и ритмично декламировать текст (другие виды аккомпанемента в звучащих жестах разучивайте позднее).
  3. Затем   предложите   детям   повторять   за   вами   слова   по   фразам, играя в «Эхо». Помогайте им мимикой вступить вовремя после пауз. Каждую паузу в тексте отмечайте разведением кистей рук в стороны, щелчком языка, каким-либо тихим звуком: «Ч!», «О!», «П!»  и.т.д. Затем  поручите  исполнение  пауз  какому-нибудь шумовому инструменту, можно одновременно взять несколько похожих по тембру инструментов.
  4. При повторении речевой игры предложите детям декламировать текст по-разному: громко, как рассказчик; тихо, как ябеда, писклявым голосом; басом и т.д. Каждое повторение - разнообразный опыт слышания музыкальных интонаций.
  5. Когда текст будет произноситься легко детьми, можно добавить  движения: метричные шаги по залу в рассыпную, по кругу с различными вариантами остановок, приседаний, поворотов, движение змейкой.
  6. Затем можно обратиться к исполнению различных вариантов звучания партитур — «звучащих жестов».
    1. Из разных вариантов партитур «звучащих жестов» сделайте 2х-3х частную форму и попробуйте ее исполнять без перерывов, предварительно договорившись с детьми, что зачем будет следовать. Таким образом, исчерпав исполнение вариантами слышания    различных    интонаций,    добавления движений и партитур - аккомпанемента «звучащих жестов»,    и    расширения    форм    подключаем музыкальные инструменты.
    2. Разучив текст с аккомпанементом из «звучащих жестов», который позволит вовлечь всех детей в музицирование,  попробуйте добавить первое остинато на ксилофоне. Оно будет дополнением к «звучащим жестам». Обратите внимание детей на совместное звучание: им необходимо несколько тактов вступления, чтобы не только ощутить пульсацию, но и почувствовать характер последующей декламации. Паузу отметить (подчеркнуть) трещеткой, рубелем. Если дети легко справляются с одним остинато, можно добавить следующее.
    3. Если это песня, то подключается пение, приемом «Мелодическое Эхо» - пение по фразам с аккомпанементом инструментов.
    4. Можно украсить пение танцем, который должен быть очень прост: движение внутрь круга и обратно, кружение на месте и.т.д. Придумайте их вместе с детьми, наблюдая за ними и стараясь использовать их неосознанные телодвижения.
    5. Потешку можно представить как игру, выбирается водящий, который стоит внутри круга...
    6. Потешку можно разучивать сразу с движением (впоследствии как маленькую театрализованную сценку). Сюжет... Проиграв сценку несколько раз со всей группой, включите аккомпанирующие инструменты. Каждую строфу лучше повторять дважды приемом «Эхо» (Педагог-Дети).
    7. Для  продолжения  музыкальной  мысли  и  РАЗВИТИЯ  ФОРМЫ  предлагаются варианты соло, которые, на самом деле, должны быть спонтанными импровизациями. Предварительно обозначив с детьми время игры - 8 метрических пульсов-щелчками.

НЕ СЧИТАЙТЕ ВСЛУХ! Дети внутренне должны ощущать заданную временную протяженность.

Яндекс.Метрика