Малахов З.З.

Педагог дополнительного образования

МАОУ ДОД ЦДОД МЭЦ

(отделение гитары)

Обучение игре на гитаре.

Развитие мотивации у юного гитариста.

В условиях возрастающего интереса к гитаре, увеличивается и число желающих заниматься на этом инструменте. Гитара с каждым годом становится все более популярной. И, казалось бы, что большой приток учащихся в детских музыкальных школах (ДМШ) должен был бы положительно повлиять на стремительный рост уровня исполнительского и педагогического мастерства. Но! к сожалению, уровень игры на гитаре по сравнению с другими странами и другими инструментами, остается чуточку ниже, чем хотелось бы.

Поэтому в грустно сложившейся ситуации, необходимо рассмотреть актуальный аспект процесса обучения учеников и развития мотивации в их занятиях.

Мотивация от lat. «movere» — побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Мотивация учащихся к обучению является одной из основных составляющих учебно-воспитательного процесса и имеет под собой интеллектуальную подоснову и является совокупностью побуждений к деятельности. В данном случае под деятельностью мы понимаем обучение игре на гитаре.

Основные мотивы обучения делятся на две категории.

Первая категория связана с предлагаемым учебным материалом и способами его исполнения. Сюда также необходимо внести познавательные интересы детей, развитие к потребности в интеллектуальной активности, новые знания, умения и навыки.

Вторая категория включает в себя более широкие взаимоотношения ребенка с окружающей средой. Здесь необходимы оценка и одобрение, поощрение и желание стимулирующее развитие ученика занять определенное место в системе общественных отношений доступных ребенку.

Обе категории необходимы для успешного обучения игре не только на гитаре, но и на любом другом инструменте. В соответствии с данным разделением мотивации на две части, можно выделить основные причины интереса к гитаре. К ним относятся в первую очередь желание детей повысить уважение к себе со стороны сверстников. Иногда интерес к гитаре возникает после прослушивания какого-либо произведения. Достаточно часто это эстрадная композиция или песня. Большое количество детей приходят обучаться под влиянием родителей. Гитара привлекает своей мобильностью и красотой звучания.

Так же есть принципы, которые снижают интерес к обучению на гитаре и они связанны с тем, что в современном обществе сложилось не совсем правильное отношение к классической гитаре. Не редко встречается мнение, что гитара пригодна только для простейшего аккомпанемента пению. Поэтому, большинство детей, начиная свое обучение, не представляют сложности требований к ним в процессе обучения. Дети сталкиваются с нагрузкой, которую не ожидали. Гитара, как и любой другой инструмент, требует ежедневной практики, к которой дети чаще всего, еще не приучены, и при этом гитара один из тех инструментов, где первые шаги в освоении достаточно сложные. Поэтому очень часто родители и их дети не видят результата.

Еще одна не редко встречающаяся причина к снижению интереса в обучении игры на гитаре - это несоответствие желаний ребенка с предлагаемым ему обучающим материалом. Поэтому часто желание играть на гитаре становится некой неприятной обязанностью, которая постепенно перерастает в обременительную трату времени. И опять же, это все потому, что сложилось не правильное понимание искусства классической гитары. Люди часто видят гитару в руках умелого любителя исполняющего легкую музыку в веселой компании и очень редко, слушают настоящих профессионалов, по принципам игры которых, и преподают в детских музыкальных школах, так как школа рассчитана на то, что бы давать профессиональные навыки и из за этого возникают проблемы с подбором репертуара. Классическая музыка, на которой должны развивать свои навыки игры на инструменте юные гитаристы, часто кажется детям, и что важно их родителям, слишком серьезной и скучной, к сожалению это приводит к упадку мотивации.

И еще хотелось бы отметить, что в системе нашего музыкального образования гитара не имеет академического статуса и ошибочно находится в народном отделе.

Я надеюсь, что данная статья поможет кому-то сделать необходимые для себя выводы.

С Уважением, Зот Малахов

Яндекс.Метрика