МАОУ ДОД ЦДОД МЭЦ

Педагог дополнительного образования (немецкий язык)

Варельджан С.Г.

Дополнительное образование сегодня: традиции, тенденции, инновационные процессы.

Непрерывные и стремительные перемены, происходящие в различных областях нашей жизни, быстрая смена ситуаций деятельности становятся характерными для современного общества. Система образования в любом обществе всегда выполняет его социальный заказ. Дополнительное образование – немаловажная часть общеобразовательной системы. Находясь за рамками основного образования, оно позволяет человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.

Сама система дополнительного образования весьма обширна. Она включает в себя такие направления, как дополнительное послевузовское образование (дополнительное высшее), систему повышения квалификации для специалистов, имеющих высшее и среднее профессиональное образование, а также, систему дополнительного образования для детей различных возрастных категорий.

Именно на последнем направлении хотелось бы остановиться. Дополнительное образование для детей позволяет создать дополнительные условия для их саморазвития, успешной социализации и профессионального самоопределения, организации активной жизнедеятельности детей, обеспечения комфортного самочувствия каждого ребенка в детском сообществе. Получая возможность дополнительного образования, ребенок любой возрастной категории получает возможность ранней социализации в обществе, организации полезного досуга, а также, возможность ранней профессиональной ориентации. Для многих известных людей именно дополнительное детское образование дало путевку в жизнь.

Дополнительное образование детей является как частью общеобразовательного процесса, так и самодостаточной структурой. Специфика дополнительного детского образования состоит в том, что для него творческая деятельность ребенка первична. На первом плане стоит развитие личности ребенка в творчестве, а обучение обеспечивает, поддерживает развитие, тогда как в стандартизированном общем образовании обучение является ведущим и более жестко структурированным. Дополнительное образование способствует накоплению ребенком опыта индивидуальной и коллективной творческой деятельности по свободному выбору. Именно в условиях творческого, неформального подхода, используя различные дидактические и методологические приемы и технологии, наиболее успешно развивается созидательная активность детей, осуществляется интеграция детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества и развитие одаренных детей.

Современное дополнительное образование детей находится в процессе динамических изменений, вызываемых радикальными политическими и социально-экономическими реформами в нашей стране. Одной из тенденций в его развитии является переход к инновационной деятельности, позволяющей адекватно отвечать требованиям окружающей социальной среды, потребностям детей и реализовывать миссию системы дополнительного образования в обществе. Эффективность деятельности современного учреждения дополнительного образования детей и его любого структурного подразделения напрямую связана с оперативным освоением административными и педагогическими кадрами необходимой инновационной деятельности, заключающейся в разработке и реализации инновационных стратегических документов: программ развития и деятельности учреждения, концепций воспитательной системы, дополнительных образовательных программ, программ научно-экспериментальных площадок. Одно из предназначений инновационных процессов – повышение конкурентоспособности образовательного

учреждения как педагогической системы и особой социальной организации путем достижения качественно новых, более высоких результатов в образовании. Инновационная деятельность требует создания творческой атмосферы в коллективе. К признакам инновационной среды относятся: способность педагогов к творчеству, наличие в коллективе партнерских и дружеских отношений, хорошая обратная связь (с учащимися, семьями, социумом), а также общность ценностных ориентации, интересов, целевых установок в самом коллективе.

Необходимость успевать за требованиями времени и обеспечивать высокий качественный уровень реализации дополнительного детского образования предъявляет особые требования к кадровому обеспечению дополнительного детского образования. Педагог должен вести активную работу со школой, родителями, общественностью по поддержке юных талантов, детей, требующих особой заботы, осваивать новые специальности для внедрения новых востребованных программ.

Сегодня все чаще говорят о становлении информационной или техногенной цивилизации, которая предъявляет новые, более высокие образовательные требования к человеку. При этом речь идет не столько об усвоении всевозрастающего потока информации и повышении уровня предметной обученности, сколько о формировании ценностных ориентаций гуманистического порядка, развитии продуктивного мышления, творчества. В этом смысле нельзя преуменьшить роль дополнительного образования.

Яндекс.Метрика