Королев С.М.

педагог дополнительного образования

                                                    МАОУ ДОД ЦДОД МЭЦ (гитара)

 

 

 

 

 

 

 

Музыкальный компьютер

(новый инструмент музыканта)

Методические рекомендации


Актуальность  темы обусловлена следующим:

  • Наряду с традиционными музыкальными инструментами, на которые ориентировано обучение музыке в учебных заведениях нашей страны, все большее распространение получают музыкально-ориентированные компьютеры, обладающие широким спектром возможностей.
  • Музыкально-ориентированные компьютеры сегодня привлекают внимание, как профессионалов, так и любителей музыки, которые все шире используют их в своей деятельности, что делает обучение владению ими особенно актуальным. Таким образом, информационные технологии становятся реальным достоянием музыкальной культуры и фактором ее развития, что расширяет сферу профессиональной деятельности музыканта.
  • Реформа школьного образования, появление все большего числа учебных заведений с углубленным изучением музыки, т. е. включающих музыкальное образование в систему общего образования, порождает новые проблемы в музыкальной педагогике, что в свою очередь обуславливает поиск новых подходов в музыкальном образовании.
  • Новые информационные технологии, ориентированные на современное музыкальное образование, создают условия для подготовки музыкального деятеля, владеющего, кроме традиционных музыкальных дисциплин, компьютером как новым музыкальным инструментом.
  • Реализация предлагаемого курса открывает возможности дальнейшего обучения в высших учебных заведениях по программе подготовки специалистов в области музыкально-компьютерных технологий.

Перспективы во взаимоотношениях компьютера и музыки, как на стадии становления музыканта, так и в профессиональной деятельности можно определить так: музыкальное творчество ни в коем случае не подменяется компьютерными технологиями, но может быть ими усовершенствовано. Для профессионального композитора мультимедийный ПК[1] способен стать многофункциональным «средством производства». Можно добавить, что это справедливо не только в отношении композитора, но также для музыканта-профессионала вообще. Компьютер уже сегодня должен стать привычным инструментом в процессе музыкального обучения, музыкальной практики и творчества. Доступным, понятным, удобным и, отчасти, незаменимым. Просто «музыкальным компьютером».

Понятие «музыкальный компьютер» вводится нами по аналогии с прочно вошедшими в компьютерную терминологию понятиями «издательский», «бухгалтерский», «игровой», «мультимедийный» компьютер, «графическая станция», как обозначения класса устройств, оптимизированных для решения специфических задач в определенной сфере деятельности. Таким образом, мы определяем музыкальный компьютер как профессиональный инструмент в сфере музыкального образования и творчества. Оборудование подобного типа – обязательное условие для проведения занятий по данному курсу. Это позволяет преподавателю активно использовать индивидуально-групповую форму занятий, корректировать действия каждого ученика с учетом особенностей его дарования. Одновременное выполнение заданий всеми обучающимися благодаря наушникам позволяет работать, не создавая помех для остальных участников учебного процесса, также обеспечивается усвоение учащимися материала и закрепление полученных знаний и навыков непосредственно на занятиях. Такой метод позволяет одновременно обучать учащихся с разным уровнем подготовки, т.е. подключать обучаемых к учебному процессу в течение всего учебного года. Таким образом, учебное время используется максимально эффективно.

Подключение к звуковой карте компьютера midi-клавиатуры или синтезатора является необходимым условием существенного расширения возможностей обучения и музыкального творчества, поскольку превращает компьютер в полноценный музыкальный инструмент. Разработанные в соответствии со стандартом MIDI[2] принципы табличного волнового синтеза, использование аппаратных и программных сэмплеров, позволяющих оперировать готовыми наборами тембровых коллекций (инструментальными банками)[3], открывают широчайшие возможности работы с практически неограниченным набором тембров как «живых» инструментов, так и электронных, в том числе пока еще не существующих[4].

Технологии MIDI-записи порой критикуют за некоторую механистичность звучания. Однако MIDI-композиции предназначены в основном не для прослушивания (для этого существуют оригинальные «живые» концертные и студийные записи в аудиоформатах). Данные технологии имеют свою область применения в музыке. Во-первых, допускают неограниченные возможности для экспериментирования и редактирования в многодорожечных программах-секвенсорах[5] (CakeWalk, Cubase и т. п.), и поэтому удобны для использования в учебной работе и творческой деятельности. С их помощью музыкант получает возможность в процессе сочинения мелодии выверять свои замыслы, слышать композицию не в воображении, а наяву. Во-вторых, позволяют сочинять музыку к кинофильмам, фоновые мелодии для радиопередач, танцевальную музыку исключительно электронными средствами.

Мультимедийный компьютер можно использовать как многоканальный цифровой магнитофон. В такой виртуальной студии звукозаписи к исполненной на MIDI-клавиатуре и отредактированной в секвенсоре музыке могут быть добавлены партии других инструментов (в том числе «живое» звучание, записанное через микрофон). MIDI-запись позволяет распечатать произведение в виде нотной партитуры или отдельных партий, смонтировать видеоклип, добавив видеоматериал.

Даже в самом удаленном от культурных центров поселке благодаря компьютеру каждый учитель может получить доступ к информационным ресурсам глобальной компьютерной сети, где можно найти музыку в виде звукозаписей и нот, литературу на музыкальные темы, справочные материалы, программное обеспечение для обучения и творчества. Для этого потребуется специальное коммуникационное оборудование.

Программа компьютеризации образования предполагает, в частности, обеспечение широкополосного доступа к сети Internet. Когда этот план осуществится, быстрый Internet придет и в сельскую школу. Однако и в случае отсутствия оптоволоконной линии, уже сейчас во многих регионах можно осуществлять сеансовое подключение к сетям по обычной телефонной линии через недорогой аналоговый модем.



[2]MIDI (MusicalInstrumentDigitalInterface) – цифровой интерфейс, позволяющий электронно-музыкальным инструментам, синтезаторам, секвенсорам и различным другим устройствам обмениваться между собой данными. Большинство инструментов с MIDI-интерфейсом (кроме синтезатора) без подключения к компьютеру с загруженной секвенсорной программой не имеют собственного «голоса».

[3]Банк инструментов (bank) – набор из не менее чем 128 инструментальных голосов, используемых при воспроизведении MIDI-композиции.

[4] Банки звуков в форматах SF2, GIG и другие, созданные на основе записи звучания эталонов (сэмплов) реальных инструментов, допускают редактирование и создание своих пользовательских тембровых коллекций.

[5]Секвенсор – устройство для записи и проигрывания MIDI-данных. Различают аппаратные (выполненные в виде отдельного устройства) и программные (реализованные с помощью некоторого приложения на ПК) секвенсоры.

Яндекс.Метрика