Методическая разработка
педагога дополнительного
образования
МАОУ ДОД ЦДОД МЭЦ
Зриловой Т.М.
Методическая помощь родителям в подготовке ребёнка к обучению в школе.
Учиться надо весело, тогда легко учиться!
Процесс обучения чтению самый интересный, но трудный и ответственный. Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть грамотным письмом, не научатся решать задачи. Научить детей читать – значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом, привить любовь к чтению.
Следовательно, овладение навыками чтения это и средство, и одно из условий общего развития детей. Процесс чтения очень сложен, поскольку в нём участвуют мышление, речь, восприятие, память, воображение, слуховые и звуковые анализаторы.
Закономерен вопрос: когда учить ребёнка читать?
Среди родителей сегодня очень частыми являются дискуссии о пользе или вреде раннего обучения детей чтению.
Ребёнок, который начал читать в раннем возрасте, безусловно, имеет преимущество перед своими не умеющими читать сверстниками.
Самое благоприятное время для обучения чтению – это период дошкольного возраста, когда мозг ребёнка растёт наиболее интенсивно. Н. Варенцова считает, что самое благоприятное время для обучения чтению - возраст 4 – 5 лет. Психологи считают, что в 4-5 лет ребёнку легче учиться чтению, чем в 7-8. Они объясняют это тем, что пятилетний ребёнок уже хорошо освоил речь, но слова и звуки ему ещё интересны. Он охотно с ними экспериментирует, легко запоминает целые слова, а затем начинает различать в них буквы. Взрослому остаётся только придать его интересу направление, необходимое для овладения чтением.
В теории и практике дошкольного образования разработаны различные методики обучения чтению детей дошкольного возраста.
Особый интерес, как мне кажется, представляет методика академика Н. А. Зайцева, в основе которой лежит обучение детей чтению по кубикам. Если есть возможность в приобретении их и изготовлении вместе с ребёнком – уже хорошее начало для развития и обучения его.
Подготовка к обучению чтения детей дошкольного возраста, должна включать в себя игры, способствующие освоению навыков чтения. Они направлены на развитие памяти, внимания, мышления и мелкой моторики.
Родители в погоне за глянцевыми пособиями и книжками незаслуженно забывают про «Буквари» и «Азбуки».
При составлении «Новой азбуки» Л. Н. Толстой интуитивно учитывал психофизиологические особенности детей. «Поле чтения» начинающего чтеца составляет 4 – 5 букв.
Азбука Л. Н. Толстого таит в себе много интересного и до сих пор неизученного. Многие глаголы в сказках повторяются даже в тех случаях, когда их можно заменить синонимом. Сказки очень просты, но это для нас взрослых.
Со времён Л. Н. Толстого в классической методике обучения чтению по большому счёту мало что изменилось. Она прошла испытание временем. Так учили нас и наших родителей, и наших бабушек и дедушек в школах.
Если вы хотите научить ребёнка читать до школы, то отнеситесь со вниманием и пониманиям к советам, чтобы избежать печальных последствий неграмотного обучения.
Совет первый: приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь достаточно развита.
Совет второй: не заучивайте с детьми сразу все буквы алфавита.
Совет третий: не называйте согласные буквы с призвуком гласных, например сэ или рэ или эр и т. п.
Совет четвёртый: прежде, чем предложить ребёнку для знакомства ту или иную страницу Букваря или Азбуки познакомьтесь заранее с материалом.
Совет пятый: имейте дома набор букв азбуки.
Совет шестой: следите за тем, чтобы читаемое было доступно ребёнку.
Совет седьмой: форма обучения должна быть игровой.
Игры с буквами, слогами и словами.
А) « Осязаемые буквы».
Буквы можно выкладывать из палочек, ракушек, камешек, из ленточек, верёвочек, цветов. Приготовьте печенье из буковок вместе с малышом. Вылепите букву из пластилина. Можно рисовать буквы пальчиком на крупе.
Б) « Спички детям не игрушка?»
Можно из палочек сложить букву Н. Пусть ребёнок переложит одну палочку, чтобы получилась буква П, И, Е.
В) « Кто быстрее?»
Разложите кубики или карточки с буквами. Покажите слово, например слово КОТ и предложите собрать это слово.
Г) «Угадай букву».
Напечатайте букву и закройте листком. Открывайте её, медленно сдвигая лист.
Д) «Кто-кто в теремочке живёт?»
Вырежьте из картона дом с окошками и ставенками. Буковки в окошечках или слоги открывает сам ребёнок.
Е) Буквенная меморина.
Обыкновенная колода карт заклеивается картоном с одной стороны. На картоне буквы. На каждую букву по две карточки.
Карточки перемешать и положить обратной стороной. Открывайте по две карточки и откладывайте одинаковые в сторону.
Ж) «Следы».
Обведите ножку ребёнка и вырежьте из бумаги след. Из цветной бумаги вырежьте 10-15 следов с крупно написанными буквами.
Гласные буквы напишите на красной бумаге, согласные на синей.
Буквы Й, Ч, Щ лучше вырезать из зелёной бумаги, потому что они всегда мягкие.
З) «Поймай звук».
Называйте слова. Если ребёнок услышит заданный звук – хлопнет в ладоши.
И) «Работаем корректорами».
Дайте ребёнку вырезку из журнала или газеты. Обведите изучаемую букву. Найти в тексте, обвести или зачеркнуть букву.
Можно букву О зачеркнуть, букву А подчеркнуть, букве И нарисовать домик.
Рассматривайте вместе с детками весёлые буквы с ручками и ножками, а потом соединяйте их в пары и группы. Чем веселее будет учиться вашему ребёнку, тем скорее он научится читать.
Краснодарская краевая научно-педагогическая конференция:
«Дополнительное образование сегодня: современные тенденции, инновационные процессы, традиции»
Тема выступления: «Методическая помощь родителям в подготовке ребёнка к обучению в школе».
Зрилова Татьяна Михайловна
педагог МАОУ ДОД ЦДОД МЭЦ
учитель высшей категории
г. Краснодар