Методическая разработка

                                                                        педагога дополнительного

                                              образования

                                                                  МАОУ ДОД ЦДОД МЭЦ

                                                                          Зриловой Т.М.

Методическая помощь родителям в подготовке ребёнка к обучению в школе.

Учиться надо весело, тогда легко учиться!

          Процесс обучения чтению самый интересный, но трудный и ответственный. Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть грамотным письмом, не научатся решать задачи. Научить детей читать – значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом, привить любовь к чтению.

          Следовательно, овладение навыками чтения это и средство, и одно из условий общего развития детей. Процесс чтения очень сложен, поскольку в нём участвуют мышление, речь, восприятие, память, воображение, слуховые и звуковые анализаторы.

         Закономерен вопрос: когда учить ребёнка читать?

         Среди родителей сегодня очень частыми являются дискуссии о пользе или вреде раннего обучения детей чтению.   

         Ребёнок, который начал читать в раннем возрасте, безусловно, имеет преимущество перед своими не умеющими читать сверстниками.

        Самое благоприятное время для обучения чтению – это период дошкольного возраста, когда мозг ребёнка растёт наиболее интенсивно. Н. Варенцова считает, что самое благоприятное время для  обучения чтению  -  возраст 4 – 5 лет. Психологи считают, что в 4-5 лет ребёнку легче учиться чтению, чем в 7-8.  Они объясняют это тем, что пятилетний ребёнок уже хорошо освоил речь,  но слова  и звуки ему ещё интересны.  Он охотно с ними экспериментирует, легко запоминает целые слова, а затем начинает различать в них буквы. Взрослому остаётся только придать его интересу направление, необходимое для овладения чтением.

        В теории и практике дошкольного образования  разработаны различные методики обучения чтению детей дошкольного возраста.

       Особый интерес, как мне кажется, представляет методика академика Н. А. Зайцева, в основе которой лежит обучение детей чтению по кубикам. Если есть возможность в приобретении  их и изготовлении вместе с ребёнком – уже хорошее начало для развития и обучения его.

       Подготовка к обучению чтения детей дошкольного возраста, должна включать в себя игры, способствующие освоению навыков чтения. Они направлены на развитие памяти, внимания, мышления и мелкой моторики.

Родители в погоне за глянцевыми пособиями и книжками незаслуженно забывают про «Буквари» и «Азбуки».

        При составлении «Новой азбуки» Л. Н. Толстой интуитивно учитывал психофизиологические особенности детей. «Поле чтения» начинающего чтеца составляет 4 – 5 букв.          

Азбука Л. Н. Толстого таит в себе много интересного и до сих пор неизученного. Многие глаголы в сказках повторяются даже в тех случаях, когда их можно заменить синонимом. Сказки очень просты, но это для нас взрослых.

        Со времён Л. Н. Толстого в классической методике обучения чтению по большому счёту мало что изменилось. Она прошла испытание временем. Так учили нас и наших родителей, и наших бабушек и дедушек в школах.

       Если вы хотите научить ребёнка читать до школы, то отнеситесь со вниманием и пониманиям к советам, чтобы избежать печальных последствий неграмотного обучения.

      Совет первый: приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь достаточно развита.

      Совет второй: не заучивайте с детьми сразу все буквы алфавита.

      Совет третий: не называйте согласные буквы с призвуком гласных, например сэ или рэ или эр и т. п.

      Совет  четвёртый: прежде, чем предложить ребёнку для знакомства ту или иную страницу Букваря или Азбуки познакомьтесь заранее с материалом.

     Совет пятый: имейте дома набор  букв азбуки.

     Совет шестой: следите за тем, чтобы читаемое было доступно ребёнку.

     Совет седьмой: форма обучения должна быть игровой.

      Игры с буквами, слогами и словами.

А) « Осязаемые буквы».

Буквы  можно выкладывать из палочек, ракушек,  камешек, из ленточек, верёвочек, цветов. Приготовьте печенье из буковок вместе с малышом. Вылепите букву из пластилина. Можно рисовать буквы пальчиком на крупе.

Б) « Спички детям не игрушка?»

Можно из палочек сложить букву Н. Пусть ребёнок переложит одну палочку, чтобы получилась буква П, И, Е.

В) « Кто быстрее?»

Разложите   кубики или карточки с буквами. Покажите слово, например слово КОТ и предложите собрать это слово.

Г) «Угадай букву».

Напечатайте букву и закройте листком. Открывайте её, медленно сдвигая лист.

Д) «Кто-кто в теремочке живёт?»

Вырежьте из картона дом с окошками и ставенками. Буковки в окошечках или слоги открывает сам ребёнок.

Е) Буквенная меморина.

Обыкновенная колода карт заклеивается картоном с одной стороны. На картоне буквы. На каждую  букву по две карточки.

Карточки перемешать и положить обратной стороной. Открывайте по две карточки и откладывайте одинаковые в сторону.

Ж)  «Следы».

Обведите ножку ребёнка и вырежьте из бумаги след. Из цветной бумаги вырежьте 10-15 следов с крупно написанными буквами.

Гласные буквы напишите на красной бумаге, согласные на синей.

Буквы Й, Ч, Щ лучше вырезать из зелёной бумаги, потому что они всегда мягкие.

З) «Поймай звук».

Называйте слова. Если ребёнок услышит заданный звук – хлопнет в ладоши.

И)  «Работаем корректорами».

Дайте ребёнку вырезку из журнала или газеты. Обведите изучаемую букву. Найти в тексте,  обвести или зачеркнуть букву.

Можно  букву  О зачеркнуть, букву А подчеркнуть, букве И нарисовать домик.  

Рассматривайте вместе с детками весёлые буквы с ручками  и ножками, а потом соединяйте их в пары и группы. Чем веселее будет учиться вашему ребёнку, тем скорее он научится читать.

 

Краснодарская краевая научно-педагогическая конференция:

«Дополнительное образование сегодня: современные тенденции, инновационные процессы, традиции»

 

 

 

 

Тема выступления: «Методическая помощь родителям в подготовке ребёнка к обучению в школе».

 

 

 

 

Зрилова  Татьяна Михайловна

педагог МАОУ ДОД  ЦДОД  МЭЦ

учитель высшей категории

 

 

 

 

 

                       г. Краснодар

Яндекс.Метрика