Подготовка учащегося к концертному  выступлению.

Иногда, после неудачного публичного выступления  ученика приходится слышать от его педагога   с  сожалением произнесенную фразу: «Учишь его, учишь, а он волнуется и теряет контроль над исполнением!». Как же  подготовить учащегося к концертному выступлению, чтобы он психологически выдержал его, сумел донести до слушателя красоту звучания того или иного произведения и сам получил от своего выступления достаточное художественное удовлетворение? Участие в публичном выступлении, очень почетно и ответственного для ученика – это результат напряженного творческого труда и молодого исполнителя и его педагога. Оно является главным стимулом его дальнейшего творческого роста. Результаты публичного выступления оказывают огромное влияние на психику ученика и влияют на его формирование, как пианиста и работу. Готовился он к этому моменту с большой ответственностью.  Возможно, что и свою программу он исполняет достаточно профессионально, но все ли моменты ему удалось предусмотреть во время своей подготовки к концерту. Хочу поделиться своим опытом  достижения решения этой важной задачи.  Даже для учащегося первого года обучения отработать выход и уход со сцены  это ещё не залог хорошего выступления.

 Проблема преодоления  сценического волнения  касается каждого педагога–музыканта, каждого музыканта-исполнителя. Педагогическая практика  и  музыкальная психология  достигли больших результатов в изучении этого вопроса, но  он продолжает оставаться ключевым и в современный момент.

Музыкальное исполнительство – очень тонкий  и сложный процесс, который на прямую зависит от физического и морального состояния находящегося на сцене. Сценическое волнение может возникать, как в момент непосредственно самого выступления, так  и задолго до него. Всем музыкантам известны симптомы его проявления: бесконтрольные проигрывания незадолго до времени выступления, бессонная ночь перед выступлением, странное возбуждение, смех или полная апатия перед выходом на сцену, полное отсутствие контроля над исполнением во время выступления, тряска рук, губ и дрожь коленей, излишне влажные ладони, не способность сосредоточиться на исполняемом мотиве. Учащийся перед моментом выступления пытается сосредоточиться, понимает слова педагога - его последние  напутствие, соглашается с ним, кивает головой, но уже ничего с собой не может поделать, он во власти стрессовой ситуации. Даже, несмотря на то, что весь процесс работы над концертной программой проходит под руководством педагога, концертное выступление в большей степени зависит от индивидуальных способностей музыканта. Самочувствие во время игры, сценическое поведение, выявляется у каждого исполнителя по-своему. Боязнь зала, повышенное самолюбие, вызывает ощущение преувеличения критической настроенности слушателей к исполнению. На выступление учащегося могут повлиять: непривычная обстановка, неудобная одежда или обувь, яркий свет в зале или недостаточная освещенность, присутствие  или отсутствие рядом близких людей, неосторожное, грубое слово  педагога, эмоциональный настрой членов экзаменационной комиссии или просто боязнь провала из-за какой-то возникшей недавно ошибки. В сознании возникают  ненужные, тревожные мысли.  Например:  учащийся внезапно осознает всю глубину ответственности момента, о чём раньше рассказывал ему педагог. В таком, стрессовом состоянии, у исполнителей зачастую происходят срывы, наносящие серьезные психические травмы, что подчас служит причиной их отказа  от сценических выступлений, так как они боятся повторения подобных ситуаций. Воспитание артистических способностей, в частности способности владеть собой в момент выступления – одна из главных задач педагога  в формировании молодого музыканта-исполнителя.

Педагогу следует внимательно отбирать  репертуар учащихся для концертных выступлений. Учитывать не только его сложность, интерес публики и самого юного музыканта к  его звучанию, но и  задуматься над оптимальным предполагаемым объемом времени для решения всех технических и  исполнительских задач. Каждый ученик имеет свои музыкальные способности и темпы накопления своего творческого потенциала. Следует тщательно пройти все стадии работы над произведениями, от вдумчивого разбора и отработки произведения по частям до объединения этих частей в целое  художественное произведение. Художественный замысел автора должен быть понятен учащемуся не в конце работы над произведением, а  уже во время знакомства с ним. Слух исполнителя не может быть нацелен на звуки зала, он должен быть обращен в себя, как бы стараясь предвидеть исполняемый мотив и подчинить его исполнение своим пальцам  и воле. Запоминание - овладение ритмическими, артикуляционными, аппликатурными трудностями, должно идти вместе с задачей создания художественного образа и правильным динамическим и агогическим звучанием. Ученик  должен  знать гармонический план произведения, понимать его, делать логические заключения. Стиль  и его форму. Мотивы, фразы, предложения – все должно быть для него ясно обозначено, понятно и нести смысловую нагрузку. Он должен уметь начинать с любого такта. Сосредотачиваться  перед началом исполнения и находить нужный темп. Эффектно начинать своё выступление и заканчивать, выходить к роялю лёгкой и энергичной походкой, кланяться спокойно и с достоинством. Следует научить учащегося не терять самообладания во время выступления, даже если он случайно допустил ошибку и продолжать играть на том же высоком эмоциональном уровне, как и до неё. Выходя на сцену, следует сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, для того чтобы сердцебиение успокоилось и появилось спокойствие. Перед концертом не следует дважды проигрывать программу, как бы улучшая исполнение. Можно лишь наиграть начальные фразы для воскрешения в памяти темпа и сосредоточенного состояния.

Впервые учащийся испытывает сценическое волнение в возрасте 10-11 лет. В зависимости от сценического опыта. Каждый человек вышедший к публике обязательно волнуется, но один своими волевыми ресурсами подавляет свой страх, другой же, напротив, теряется по причине своей слабой воли. Изо дня в день педагог-профессионал  должен воспитывать волю в победе  в своих воспитанниках.

Каковы же причины сценического волнения, и какими методами следует с ним бороться.

Первой и основной причиной концертного волнения музыканты считают низкий уровень подготовки учащегося.  Нельзя выпускать учеников на сцену с «сырыми»   произведениями. Многие учащиеся среднего школьного возраста вместо того, чтобы закрепить свою программу в медленном темпе переходят к быстрому исполнению. В результате возникают неточности, запинки, заигрывания трудных мест. Пальцы перестают слушаться. Ученик вынужден останавливаться во время исполнения и в таком виде выносить свои произведения на эстраду. Как тут не волноваться перед исполнением?

Молодому педагогу всегда нужно думать о своем воспитаннике,  о его здоровье и психическом состоянии.  Очень важно, чтобы первые его выступления были удачными и оставили положительный отклик в его памяти. Большую роль  в этом играют репетиции в том зале, где учащийся будет выступать. Как правило, таких репетиций бывает 2-3, что конечно, очень мало. Нужно поддержать ученика другими публичными выступлениями. Например, перед родителями или сверстниками в общеобразовательной школе, друзьями,  другими педагогами. Важно, чтобы ученик вызвал нужную эмоциональную настройку в себе и достиг сосредоточенности во время исполнения. Педагогу нужно создать ученику  обстановку в которой бы он смог перебороть страх выступления и получить одобрение слушателей. Тогда у него сформируется вера в свои возможности, и появиться желание выступать.

У пианистов существует много способов снятия стресса перед выступлением. Например: проигрывание произведения  в памяти, мысленно,  выступление перед воображаемой публикой, игра с помехами или отвлекающими факторами. На мой взгляд,  хорошим приемом является беззвучная игра  по клавишам. Она сосредотачивает, воспитывает внутренний слух, стимулирует память. Повторюсь – полезно играть произведение с любого заданного места. Нельзя постоянно играть программу в готовом темпе. Всегда нужно думать о сохранении её в памяти, поэтому медленные проигрывания обязательны. Следует воспитывать перспективное мышление ученика. Во время игры возможны незначительные помарки: немудрено где-то «смазать» или «зацепить» не ту ноту. Юный музыкант невольно начинает переживать эту неудачу. Мысленно возвращается к ней, что тормозит дальнейшее исполнение и отвлекает от творческих задач. Он перестает думать о следующей фразе, музыкальном фрагменте,  не подкрепляя игровые движения мыслью, и останавливается. Надо научить воспитанника не останавливаться, не придавать этому большого значения. Идти вперед, ведь  главное – сохранить течение музыки. Некоторых в таких случаях выручает отличный музыкальный слух и выдержка, однако, такие качества обычно присущи зрелым музыкантам, которые  уже умеют владеть собой на сцене.

В заключении добавлю: психологи советуют исполнителям заниматься  аутотренингом. Первые сеансы этого аутотренинга следует проводить с учеником педагогу, а в дальнейшем незаменимую помощь в этом могут оказать родители. Как правило, аутотренинг лучше проводить перед сном. Сила самовнушения – великая вещь.

Хочется добавить, что общение с публикой это всегда творческий процесс, и он предполагает взаимную связь. Преодоление эстрадного волнения должно идти по пути творческого желания общения со слушателями. Именно общение несет в себе истинный  и непреходящий смысл всей подготовительной работы музыканта-исполнителя. Полная отдача воплощению художественного  образа, жажда выявить и передать слушателям смысл исполняемой музыки в реальном времени –  вот путь преодоления сценического страха, психологической адаптации юного музыканта к публичному выступлению.

Список  литературы

  1. Алексеев А. «Методика обучения игре на фортепиано» «Москва» 1961 год.
  2. Блинов М.   «Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной системы» «Ленинград» 1974 год.
  3.  Гофман И. «Фортепианная игра»  «Москва» 1961 год.
  4. Коган Г. «У врат мастерства» «Москва» 1977 год.
  5. Литвиненко Ю.А. «Педагогические аспекты подготовки учащегося-музыканта к публичному выступлению» «Москва» 2010 год.
  6. Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры» Москва» 1987 год.
  7. Станиславский К. «Работа актера над собой» «Москва» 1938 год.
  8. Федосимова О. Г. «Педагогическое сопровождение адаптации учащихся к образовательной среде музыкальной школы»  «Чебоксары» 2011  год.
  9. Шершакова М. В. «Совершенствование профессионально-педагогической подготовки педагогов-музыкантов в институтах культуры и искусства» «Чебоксары» 2006 год.