Педагог дополнительного образования
МАУ ДО МЭЦ
(гитара) Дуплов А.Ф.
Выдающиеся российские гитаристы-исполнители
Дмитрий Николаевич Илларионов – один из наиболее талантливых современных российских гитаристов, которого несмотря на молодость уже называют "виртуозом экстра класса". Родился 19 ноября 1979 года в Кишиневе, куда незадолго до рождения Дмитрия приехали на работу из Москвы его родители. В возрасте семи лет начал заниматься классической гитарой. По его словам, увлечение это пришло "само собой", поскольку в семье музыкантов никогда не было. Первоначально учился у педагогов Валерия Михайловича Емельянова и Елены Анатольевны Бондаренко в Кишиневе, а затем, после возвращения в 1991 году семьи в Москву, занимался под руководством Олега Витальевича Назаренко (ученика А. М. Иванова-Крамского). В 1993 году, с отличием окончив музыкальную школу, Дмитрий поступил в Академическое музыкальное училище при Московской Государственной Консерватории им. П.И. Чайковского в класс гитары Натальи Николаевны Дмитриевой. В 1997 году Дм. Илларионов окончил Академическое училище с красным дипломом и поступил (набрав на вступительных экзаменах максимально возможный балл) в Российскую академию музыки им. Гнесиных в класс профессора, заслуженного артиста России Александра Камилловича Фраучи. В 2001-2002 учебном году некоторое время занимался у Никиты Арнольдовича Кошкина. В 2002 году окончил Академию (красный диплом с отличием) и в октябре того же года поступил в ассистентуру-стажировку этой академии (творческий руководитель – проф. А.К.Фраучи).
Дмитрий Илларионов является лауреатом многих международных конкурсов. В 1997 году он становится победителем конкурса "Гитарная Москва" и лауреатом Международного конкурса "Классическое наследие" (г. Москва). В 1999 году Дмитрий побеждает на VI Международном конкурсе гитаристов в г. Гданьске (Польша), получив все специальные призы, и становится обладателем Гран-при – гитары известного японского мастера Масайи Нобе. Жюри конкурса от имени фестиваля "X Гданьские встречи гитаристов" (в рамках которого проводился конкурс) торжественно присвоило Дмитрию Илларионову звание "Величайшая надежда". На этом конкурсе представитель российской гитарной школы такого успеха добился впервые. В 2000 году Дм. Илларионов становится лауреатом престижного VII Международного Королевского конкурса "Весна гитары 2000" (Шарлеруа-Сенеф, Бельгия). В том же году он стал лауреатом II-ой премии на III Международном конкурсе музыкальных индивидуальностей им. А. Тансмана в Лодзи (Польша). Особую весомость этому достижению придает тот факт, что гитара здесь непосредственно соперничала с фортепиано, виолончелью и скрипкой. Никогда ранее на этом конкурсе гитара не поднималась на столь высокое место. В конце 2000 года Дм. Илларионов побеждает на самом престижном гитарном конкурсе, проводимом в РФ – Международном конкурсе "Гитара в России" (г. Воронеж). По прошествии 2000 года Дмитрий был отмечен Ассоциацией Российских вузов (музыканту торжественно были вручены премия и диплом "За отличную учебу и музыкальную индивидуальность"). В 2002 году Дмитрий Илларионов завоевал звание Лауреата Международного гитарного конкурса в Кутна Горе (Чехия). Помимо этого он является лауреатом конкурса дирижеров, посвященного 100-летию А.С. Илюхина (г. Москва, 2000 г.) и лауреатом X республиканского конкурса юных композиторов МССР (г. Кишинев, 1990 г.).
В 2002 году Дмитрий Илларионов стал победителем Международного сольного конкурса гитарной ассоциации Америки (Guitar Foundation of America Competition 2002), который проходил с 15 по 20 октября 2002 года в г. Майами, Флорида, США. Эта победа, безусловно, войдет в число важнейших достижений современной российской гитарной школы.
5 сентября 2008 года Дмитрий Илларионов выиграл один из самых престижных международных конкурсов гитаристов им. Франсиско Тарреги в Испании. Впервые за 42 года существования этого конкурса главная премия досталась российскому гитаристу. Помимо первой премии, Дмитрий Илларионов также получил все специальные призы конкур-са – приз за лучшее исполнение сочинения Франсиско Тарреги и премию публики (Premio del Publico).
Начиная с 1996 года, Дмитрий является постоянным участником фестивалей гитарной музыки, проводимых Н.А. Ивановой-Крамской в г. Москве. С большим успехом музыкант выступал на фестивалях: "Дни мандолины и гитары" (Москва, 1999 г.), "Tabula Rasa" (Волгоград, 1999 г.), "Мир гитары" (Калуга, 2000 и 2002 гг.), на фестивале классической гитары Польши (Лодзь, 2000 г.), "XI Гданьские встречи гитаристов" (Гданьск, Польша, 2001 г.), "Ренессанс гитары" (Гомель, 2001 г.), "Возвращение" (Москва, 2002 г.), на Международной школе гитаристов (Санкт-Петербург, 2002 г.), "Весна гитары" (Саратов, 2000 г., 2002 г.).
В 2002 году Дмитрий Илларионов дебютировал в Германии. 28 июля в рамках Международного гитарного фестиваля в Нюртингене с успехом прошел сольный концерт российского гитариста. В большом отзыве на концерт, опубликованном в газете "Нюртинген цайтунг" от 30.07.2002 г., Хайнц Бёлер отметил, что молодому русскому гитаристу вполне удалось покорить публику своим искусством - задача далеко не простая и не каждому по силам, если учесть, что накануне в этом же зале выступали такие знаменитые мастера как Дэвид Рассел и Мануэль Барруэко. Дмитрий Илларионов великолепно исполнил "Гранд-увертюру" (ор.61) Мауро Джулиани, "Каватину" Александра Тансмана, 6 частей (№ 5-10) из "24 прелюдий и фуг для гитары соло" Игоря Рехина, "Ex ovo" Душана Богдановича, "Дьявольское каприччио" Марио Кастельнуово-Тедеско и "Венецианский карнавал" Франсиско Тарреги. Исполнением последнего Илларионов продемонстрировал еще и "здоровую уверенность в себе и своих силах" (gesunde Selbstvertrauen): не побоявшись сравнения с мастерской интерпретацией "Венецианского карнавала" Дэвидом Расселом на открытии фестиваля, он блестяще показал себя в этом "поединке". Свое выступление Дм. Илларионов закончил исполнением на "бис" вальса Роланда Диенса и был заслуженно награжден публикой бурными аплодисментами.
Можно без преувеличения утверждать, что ни одно из появлений Дмитрия на сцене, будь то Москва, Санкт-Петербург, Кишинев, Лодзь, Гомель, Иркутск или Воронеж – список городов и стран, которым посчастливилось принимать у себя этого музыканта, достаточно велик – не оставило зрителей равнодушными и не разочаровало их. Овации на его концертах могли бы быть, кажется, бесконечными, если бы не осознание публикой того, что музыкант нуждается в отдыхе, а аренда концертных залов имеет время и цену.
Репертуар гитариста обширен, включает в себя оригинальные сочинения для гитары различных эпох и стилей, лютневую музыку, произведения для гитары с оркестром, редко исполняемые произведения для гитары. В активе гитариста старинная музыка (Л. Милан, А. Мударра, Д. Дауленд), произведения композиторов XIX - нач. XX в. (Ф. Сор, М. Джулиани, Х. Турина, Ф. Таррега); современная российская и зарубежная музыка (А. Тансман, М. Понсе, Х. Родриго, А.Барриос, М. Кастельнуово-Тедеско, И. Рехин, С. Ассад, Р. Диенс, Ф.Мартен, У.Уолтон, Д. Богданович и др.).
Дмитрий Илларионов смело включает в свой репуртар произведения, за исполнение которых берется далеко не каждый даже опытный гитарист, и играет их просто безукоризненно, очаровывая слушателей не только прекрасной техникой, но и подлинным артистизмом: на лице музыканта "отражалось настроение исполняемых им произведений", отмечалось в упомянутом выше отзыве на нюртингенский концерт Дм. Илларионова. "Для меня очень важна эмоциональная сторона, – признался как-то Дмитрий Илларионов, – Вместе с тем я стремлюсь, чтобы вместе с полным эмоциональным погружением в музыку был контроль, который необходим. Музыкант одновременно находится и внутри музыки и где-то над ней". Помимо "Дьявольского каприччио" М. Кастельнуово-Тедеско, признающегося одним из наиболее сложных в техническом отношении гитарных сочинений, и "Каватины" А. Тансмана, исполняемой Дмитрием согласно оригинальной рукописи композитора без какой-либо редакции, к числу таких произведений относится, безусловно, и единственный в своем роде цикл "24 прелюдии и фуги для гитары соло" Игоря Рехина. Как справедливо заметил Евгений Финкельштейн, музыкант должен "обладать определенной смелостью, чтобы взяться за исполнение этого цикла". Между тем Дмитрий Илларионов играет его весьма непринужденно и кажется, по крайней мере внешне, что он дается ему очень легко. "Исполнитель брал великолепные темпы... Полифоническая фактура в исполнении Илларионова была ясной, темы фуг, в каком бы голосе они ни проводились, всегда звучали отчетливо. Все части цикла были связаны между собой очень хорошо выверенными паузами, заполненными пульсацией. Исполнитель не оставлял никакой возможности для незапланированных аплодисментов" – писал в отзыве о московском концерте Дмитрия Е. Финкельштейн.
Следует отметить, что Дмитрий Илларионов прекрасно знаком с творчеством И.В. Рехина: композитору и его "24 прелюдиям и фугам" была посвящена дипломная работа Илларионова в Российской академии музыки им. Гнесиных, которую он защитил в мае 2002 года. В апреле 2001 года Дм. Илларионов с большим успехом исполнил "Русский концерт" для гитары и симфонического оркестра Игоря Рехина в Польше. Это была европейская премьера сочинения.
В репертуаре Д. Илларионова также сюита Кастельнуово-Тедеско "Эскарраман" – сложнейшее произведение с практически фортепианной фактурой и "полноценной" ( в рамках, разумеется, все-таки гитары) полифонией – лишь недавно вошедшая в репертуар гитаристов, но исполняемая по-прежнему очень редко и мало.
Дмитрий Илларионов одинаково много выступает как сольно, так и в составе камерных ансамблей. Очень любит играть совместно с оркестром. По его словам, это возвышает гитарное искусство и просто замечательно звучит. Гитарист выступал в качестве солиста с различными коллективами, в том числе с Губернаторским симфоническим оркестром (г. Иркутск), Государственным симфоническим оркестром Татарстана (г. Казань), Национальным камерным оркестром Республики Молдова (г. Кишинев), камерным оркестром "Времена года" (г. Москва). В числе произведений, исполняемых Дм. Илларионовым в сопровождении оркестра, в первую очередь следует отметить знаменитые "Аранхуэсский концерт" и "Фантазии для джентльмена" Хоакина Родриго, его же "Андалузский концерт" для 4-х гитар с оркестром ( 1-ая и 2-ая партии), а также Концерт Вила-Лобоса для гитары с оркестром и Двойные концерты – Вивальди и Кастельнуово-Тедеско.
Известный итальянский гитарист Карло Маркионе отмечает в игре Д. Илларионова очень ясное, необычайно глубокое исполнение и вместе с тем виртуозное владение инструментом. Известный югославский композитор Душан Богданович, присутствовавший на одном из концертов, сказал об игре молодого гитариста: "Это был один из наиболее вдохновенных гитарных концертов, которые я когда-либо слышал".
Записал 4 компакт-диска, в том числе в дуэте с одним из ведущих российских виолончелистов Бори-сом Андриановым (лауреатом многих международных конкурсов, включая конкурс им. П.И. Чайковского).
Никита Арнольдович Кошкин, русский композитор и гитарист. Родился в Москве 28 февраля 1956 года. К классической гитаре пришел через увлечение рок-музыкой: его фавори-тами были группы YES и Led Zeppelin. В школьные годы начал самостоятельно изучать гитару, вместе с друзьями организовал в школе ансамбль. В 14 лет, решив овладеть инструментом в совершенстве и продолжить обучение профессионально, поступил в музыкальную школу. Занятия классической гитарой оттеснили увлечение роком на второй план, и Никиту полностью захватил мир новой для него гитары. После двух лет занятий в музыкальной школы, продолжил изучение гитары и композиции в музыкальном училище им. Октябрьской Революции. Его педагогом по гитаре в то время был Георгий Иванович Еманов. По окончании училища три года работал в музыкальной школе, в которой сам в свое время начинал учиться музыке. В музыкальный институт им. Гнесиных поступил только со второй попытки в 1980 году (класс Александра Фраучи). О двух попытках поступления в Гнесинку сам Никита Арнольдович рассказал следующее:
"...Когда, усилиями энтузиастов и общества гитаристов, решение об открытии класса гитары в институте имени Гнесиных было пробито через высшие инстанции (т.е. Министерство культуры), в институт было спущено распоряжение отдать часть часов под класс гитары. Для преподавателей домры, балалайки и прочих народных инструментов это означало отдать часть зарплаты и лишиться пары студентов, поступление которых было уже гарантировано каким-то образом. Не берусь судить, каким, но это так. Отменить распоряжение Минкульта или проигнорировать его они не могли. Тогда было решено "прокатить" всех гитаристов разом и избежать таким образом открытия класса гитары в 1979 году. Что и было сделано. Я был среди абитуриентов. Программа моя была та же, что и годом позже, когда я получил все отличные оценки. Но в первый раз мне не только не давали толком играть, но просто издевались надо мной, как и над всеми другими абитуриентами: останавливали, потом просили начать с начала, затем – наиграть последнюю пьесу в программе, затем опять первую. Я не смог сыграть больше десяти тактов из каждой пьесы. Тоже проделали с другими. И всем поставили оценки "ДВА". То есть – прокатили. Я был потрясён таким отношением... Считаю, что всё это – комплекс народников, которого у гитаристов классиков нет, а вот у семиструнников он тоже есть. И поэтому они всё пытаются доказать, что семиструнная гитара лучше шестиструнной, хотя это совершенный нонсенс. Причём, доказывают они это исключительно на бумаге, вместо того, чтобы выходить на сцену и играть. Единственная играющая семиструнница – Ася Бардина, так для неё обе гитары равны и одинакого употребимы. Так что первое моё поступление было весьма шокирующим, но поучительным.
Второе поступление состоялось на следующий 1980 год. В этот раз на экзамены пришёл контролёр из Министерства культуры, который всех слушал и сидел на обсуждении, контролируя результаты и их объективность. Видимо, благодаря ему я получил "ОТЛИЧНО" и двинулся дальше по пути вступительных экзаменов. Тогда их, кстати, было девять: специальность, дирижирование, гармония, сольфеджио, коллоквиум, фортепиано, русский, литература, история.
Так как я сдал экзамены лучше всех – можно считать меня первым студентом класса гитары Гнесинского института, тем более, что выпускные я тоже сдал лучше всех. Вот и выходит, что я ещё и первый выпускник..."
После института вернулся в училище, но уже в качестве преподавателя. В настоящее время работает в Московской государственной классической академии им. Маймонида.
Свою первую пьесу сочинил сразу как только начал ориентироваться в нотах, с тех пор, по словам самого музыканта, он уже не разделял занятия композицией и гитарой и в его понятии это всегда было взаимосвязано. В свои возможности как композитора Никита Кошкин всерьез поверил после первого исполнения его пьес, "Пассакалии" и "Токкаты", Владимиром Микулкой в Лондоне 2 июня 1978 года. После этого, прочитав отзыв о дебюте, он понял, что его музыка наконец-то оценена и принята. До этого он играл свои пьесы только сам, и его отношения с достаточно консервативной отечественной гитарной публикой были первоначально сложными: большинство произведений принималось в штыки, а сам музыкант был причислен к авангардистам. Впрочем сам Кошкин себя таковым не считал и говорит об этом следующим образом: "Авангардом я не занимался, я считал себя продолжателем традиций, обращенным в сторону классики, а что касается того новаторства, которое я использовал, так это было естественным процессом использования найденных приемов на гитаре в своих пьесах. Открытые для меня новые красочные возможности более полно подчеркивали образную характеристику музыки, В этой связи была написана сюита "Игрушки принца" (1974 год), которую в последние шесть лет я несколько раз переделывал".
Сюита "Игрушки принца" (Принц капризничает - Заводная обезьяна - Кукла с закрывающимися глазами - Игра в солдатики - Карета Принца - Финал: Большой кукольный танец) пользуется огромной популярностью и входит в репертуар многих именитых исполнителей.
Кроме гитары Никита Кошкин пишет музыку и для других инструментов. У него есть несколько пьес для фортепиано, несколько романсов для голоса и фортепиано, а также музы-ка для гитары с другими инструментами: большая соната для флейты с гитарой, трио для флейты, скрипки и гитары; цикл пьес для меццо-сопрано и гитары, сочинения для дуэта и трио гитар, для дуэта гитар и контрабаса. Произведения Кошкина исполняли Джон Вильямс, гитарный дуэт братьев Ассад, Загребское и Амстердамское гитарные трио.
Кошкин очень много выступает и часто выезжает на гастроли как по России, так и в зарубежные страны. В 1989 г. в Голландии состоялся его дебют в зале Концертгебау, одном из самых престижных залов Европы, где он играл авторский сольный концерт (во втором отделении его музыку исполняло Амстердамское трио). После этого выступления последовали предложения на серию концертов по Голландии. Несколько раз был во Франции, впервые – на гитарном фестивале в Лиможе. Выступал в Великобритании и США. В 1997 г. находясь по приглашению американского гитарного общества в Соединенных Штатах записал первый CD-диск.
Играл на гитарах "Ямаха", "Мацуока", "Коно", сейчас предпочитает инструмент мексиканского мастера Дионисио Васкеса. Это десятиструнная гитара, подаренная ему лигой мексиканских композиторов. Как объяснил в своем интервью Никита Кошкин, "они устраивали у себя нечто вроде конкурса композиторов, пишущих для гитары, где я, к своей неожиданности, завоевал главный приз - эту самую гитару. Должен сказать, что играть на ней сложнее, чем на обычной гитаре, она требует значительно больших усилий. Однако, я так увлекся ею, что сейчас не представляю себя без нее. Она обладает более богатыми возможностями.
Никита Кошкин имеет титул одного из самых печатаемых на сегодняшний день композиторов. Его произведения вызы-вают интерес у любителей гитарной музыки многих стран мира. Параллельно с композиторской работой и концертной деятельностью музыкант находит время для преподавания. Его необычная манера игры и новые приемы в музыке стабильно привлекают внимание мно-жества слушателей.
Алексей Викторович Зимаков (род. 1971, Томск), – российский гитарист. Лауреат международных конкурсов, преподаватель Томского областного музыкального училища имени Эдисона Денисова. Первые уроки игры на гитаре получил от отца, которого считает своим "первым и глав-ным учителем в музыке", хотя тот и не был профессиональ-ным музыкантом. Окончил экстерном Томское музыкаль-ное училище (1988). Поступил в институт имени Гнесиных (Российская академия музыки) в Москве в класс Н.А. Комолятова. В конце 80-х годов Томское телевидение показало запись молодого виртуоза, где он исполнил в собственном переложении для гитары и фортепиано рондо-финал "Кампанеллы" из Второго скрипичного концерта Паганини.
В 1990 году одержал победу на IV Всероссийском конкурсе исполнителей на народных инструментах, завоевав I премию (это произошло впервые в истории отечественных конкурсов: ранее первые места ни разу не присуждались). Российскую академию музыки А.Зимаков окончил в 1993 году, а затем и аспирантуру у А.К.Фраучи.
Лауреат трех международных конкурсов. В 1990 году стал обладателем I премии Международного конкурса в городе Тыхи (Польша), в ноябре 1991 - получил I премию и Гран-при на престижном ежегодном международном конкурсе гитаристов в Майами (США), проводимом Обществом гитары Америки. В программу его выступления были включены: «Invocation y Danza» Родриго, три пьесы из цикла «Замки Испании» Торробы и «Фантазия на тему русских народных песен» Сергея Орехова. Жюри отметило в игре Зимакова яркую колоритность, динамику и особую поэтичность в исполнении произведения Торробы. На жюри произвела также сильное впечатление скорость исполнения некоторых пассажей в пьесе Родриго и народных песнях. За победу в этом конкурсе А.3имаков получил испанскую гитару, денежный приз и право на концертное турне по Северной Америке, которое началось в октябре 1992 года. За 2,5 месяца Алексей дал несколько десятков концертов в больших и малых городах США, среди которых Вашингтон, Нью-Йорк, Бостон, Лос-Анджелес, Чикаго. Алексей Зимаков стал первым русским гитаристом нашего времени, добившимся такого успеха за рубежом.
Известный испанский композитор, автор гитарного концерта "Аранхуэс", Хоакин Родриго, услышав свое произведение в исполнении Алексея Зимакова, заявил в прессе, что именно так и представлял себе идеальное звучание своего концерта.
Выступления А. Зимакова регулярно проходят в Москве, Томске и Екатеринбурге, выступал также в Омске, Волгограде, Кемерово, Красноярске и других городах России. Получает множество предложений на выступления в зарубежных странах (Франция, Италия, Испания).
Основу репертуара музыканта составляют произведения И.С. Баха (без имени которого немыслима ни одна афиша выступлений А. Зимакова) и виртуозная гитарная музыка – М. Джулиани, Ф. Сора, произведения современных испан-ских композиторов (Х. Родриго и др.). Гитарист исполняет также свои переложения со скрипки, в частности, Паганини.