Методика анализа структуры музыкального произведения

Фундаментом исполнительского процесса молодого музыканта должен стать анализ интерпретируемого произведения. В анализе заключается сила музыкального представления исполнителя, приближение его к полноценной интерпретации. Молодым музыкантам необходимо овладеть системой. Подавляющее большинство из них не задумываются над тем, что существуют музыковедческий и исполнительский анализы. В чем же их отличие?

Музыковедческий анализ – "целостный анализ" произведения, включавший в себя комплекс сведений, касающихся структуры, средств выразительности, стилистики музыкального языка, художественного образа.

Исполнительский анализ возникает на основе целостного анализа, является средством для реализации произведения в его звуковом воплощении, основанием мануальных действий, т.е. служит инструментально-техническим решением. Ученики редко руководствуются исполнительским анализом в процессе работы над произведением. Такая система анализа не входит в содержание их исполнительской деятельности, потому что не является внутренне необходимой. Ученик должен обладать умением поиска средств для реализации исполнительского замысла.

Практика общения с учениками на занятиях по специальному инструменту показывает, что одной из серьёзных помех на пути к выявлению художественной концепции произведения является неполнота представлений учеников о комплексе формообразующих элементов и их функциях.

Уделяя внимание таким компонентам как мелодичная структура, гармония, начальный план, они намного меньше задумываются о значении метроритмической организации, динамики, артикуляции, фразировки, темпа, приёмов изложения фактуры.

Чтобы анализ мог работать на интерпретацию, исполнителю необходимо добраться в результате своего познания произведения до тех его сокровенных глубин, где таится индивидуально неповторимое в нем художественное открытие композитора. Достигается это не только и не столько детализацией анализа, сколько умением увидеть в сочетании соотношение общего, особенного и единичного. Одной из труднейших задач в раскрытии "художественной правды" произведения является умение постигнуть его архитектуру, ощутить его музыкальную форму.

Формосодержательная целостность произведения для исполнителя должна иметь, прежде всего, процессуально-динамический характер. Нужно учитывать не только простую констатацию гармонии, тонального плана, мелодической структуры и прочее, а также важен и процесс развития этих компонентов. Исполнителю важен не просто статический анализ формы, но и анализ сил, обусловливающих и организующих музыкальное развитие. Эта система анализа, подчинена одной цели – открыть замысел композитора, создать художественной образ. Постепенному становлению к развитию художественного образа служит процесс интонирования, т. е высказывание мыслей в голосоведении.

Музыкальное интонирование – это образная музыкальная речь. Исполнитель своими средствами выявляет авторскую интонацию и истолковывает ее в соответствии с индивидуальными и социальными позициями. Необходимо пристально и всесторонне изучать интонационную природу музыкального материала

Поиски выразительной фразировки, логически грамотного артикулирования связаны с пониманием тонкого соотношения ритма и метра. Ритм-пульс музыки, организацию музыкального материала обеспечивает ритмическая пульсация. Она может и не совпадать с метром. Живой ритм музыки обусловливается системой опорных и непарных долей, разнообразием смысловых и логических ударений и в конечном итоге способствует осмыслению музыкальной речи.

Фразировка, артикуляция – это способы произнесения музыки. Музыканту необходимо владеть смысловыми логическими акцентами.

Нахождение верного темпа для музыканта-исполнителя способствует овладению художественным образом, заключенным в данном произведении. Определяя темпы произведения, исполнитель исходит из своей индивидуальной возможности наиболее ясно и доходчиво передать мысль автора.

Исполнительский анализ будет способствовать глубокому проникновению в образно-интонационный смысл произведения, послужит стимулом для воспитания у учеников творческого подхода к проблемам исполнительства, значительно сократит рабочее время благодаря активной работе сознания.

В музыкальном исполнении огромную роль играет внутренний музыкальный слух, внутреннее слуховое представление, т.к. оно побуждает искать звуковое сопровождение произведения.

Молодой музыкант должен всегда помнить, что без слухового представления невозможна содержательная интерпретация. Слуховое представление повелевает исполнением, дает исполнителю возможность объединить отдельные компоненты в единое целое. Отсутствие такой предпосылки приводит к невыразительному исполнению, т.к. технические детали занимают все внимание исполнителя и мешают музыкально-содержательной интерпретации. Слуховая модель произведения, созданная на основе системы анализа и творческой интуиции, позволяет перейти к непосредственной организации ее за инструментом.

Асафьев придавал большое значение разумно организованному наблюдению происходящих в музыке изменений и преобразований материала. Важнейшая музыкально-педагогическая задача – развитие слуховых навыков, помогающих свободно ориентироваться в музыкальной природе слуховых образов и их эмоциональном содержании. Каждый будущий слушатель и любитель музыки, считал Асафьев, должен возможно раньше развивать в себе критическое отношение к музыкальным явлениям и обладать “даром оценки”. При разучивании музыкального произведения необходимо помнить, что творческая деятельность возможна лишь при полном – без малейшего отвлечения – сосредоточении внимания на развитии художественного образа.

Каждое произведение надо изучать детально и глубоко, насколько это доступно исполнителю на данном этапе его развития. Практика подтверждает, что человек растет больше на тех произведениях, которые обстоятельно разучиваются на уроке с педагогом.

Так как музыка – искусство, развёртывающееся во времени, большое значение играет форма музыкального произведения. Если это крупное произведение (соната или концерт), необходимо проанализировать его форму и определить, где главная или побочная партия (если они имеются), разобраться в его мелодике, гармонических особенностях музыкального материала, в цезурах и т.д. Сложность исполнения пьес малой формы состоит в том, что время, затрачиваемое на их исполнение не велико, в связи с чем исполнителю трудно сконцентрировать мысли, эмоции, включиться в конкретное яркое, достоверное исполнение на небольшой отрезок времени. При исполнение крупных произведений это сделать легче, т.к. есть время скорректировать, развить, раскрыть мысль. Главное в исполнении небольшой пьесы – сконцентрировать внимание на одном образе, показать кратковременный момент его жизни. Непременным условием при исполнении пьес малой формы является владение разнообразным звуком, выражающим конкретный образ: "Подлинная красота, всегда красота содержательная, выражающая сущность художественного образа" А.Д.Алексеев.