Свистун Ю.М.
Преподаватель фортепиано.
СОЧИНЕНИЕ И ИМПРОВИЗАЦИЯ
Уже с первых уроков в «творческой тетради» может проходить показ детских сочинений. Это один их принципов учебной работы – вводить в мир музыки через собственные импровизации и сочинения ровесников. Достоинство этих сочинений еще и в том, что их можно изменять. Изменения заложены в пьесе, ведь это импровизация. Лаконизм и простота подталкивают к использованию завершения чужих эскизов, которые нужно закончить, используя реестры, динамику, штрихи. Такой подход побуждает смелее пробовать себя в сочинительстве, что часто оказывается очень полезной работой в развитии ученика. Он перестает быть беспомощным и открывает педагогу свои творческие возможности.
Общение с детьми на почве импровизаций и сочинения убеждает, что в исполнение можно рано включать игру обеими руками, легато, черные клавиши, разные лады. Из звука можно «лепить» чудеса, но они быстро исчезают, - такой примерно и должна быть беседа учителя с ребенком – ищи, слушай, «лепи», а я помогу тебе записать твои первые открытия, пока ты не научишься это делать сам.
С помощью свободных импровизаций ученик может знакомиться с регистрами инструмента. Названия у них могут быть разными. Это «Конкурс фантазеров», «Скульптура звука» и др. Эту игру можно начать с одним звуком. Рождение звука, его потухание, усиление связывается с образными характеристиками. Не только «количество» звука, мера его силы и скорости погружения, но и краски, «голоса» птиц, зверей, звуков природы – речевое интонирование, сказка. Так, звуки низкие, темные, протяженные – внизу, серебристые, светлые, яркие становятся тембровой краской, посредством которой ребенок учится представлять музыкальные картины.
Учителю важно так воздействовать на воображение ученика, чтобы звуки «засветились» в его мозгу, стали «действительным переживанием». Дальше нужно поощрять постоянно его к возобновлению попыток все более точно реализовать посредством извлечения свое слуховое и образное представление. Важно, чтобы все это проводилось, вызывая радость и охоту. Тогда ученик скоро будет переживать у рояля такую же радость, как маленький Моцарт, и если он, также как и маленький Моцарт, будет сопровождать ее громкими криками радости, - мы на верном пути.
Развивая с первых шагов слуховую фантазию, педагог попутно занимается пианистической технологией. Но в отличие от традиционной методики, он не погружается в эти заботы как самоценные. Когда внимание направлено на образ, движения приобретают естественность.
Таким образом, первое прикосновение к инструменту должно обогатить ребенка представлениями о возможностях рояля. Дети с фантазией тускнеют и не развиваются, если обучение не затрагивает это их природное качество.
После знакомства с интервалами нужно научиться их быстро находить и строить. В этих заданиях поиск ведет активный слух. Хорошо использовать придумывание загадок, считалок, дразнилок разного рода. Хорошо их произносить ритмослогами и записывать. Интервал может стать материалом импровизации и включать в себя и пианистическую задачу: умение глубоко, гибко, на легато, с выразительным усилением и уменьшением звучности сыграть звуковую последовательность.
Начальный период импровизационной деятельности спонтанный, свободный. Сознательно и спонтанно воспринимая музыкальное звуковое разнообразие, у ребенка формируется слуховой опыт. Мастерство педагога заключается не в исправлении фальшивой музыкальной импровизации, а в создании микроклимата, в подведении ребенка к осознанию и осмыслению средств музыкальной выразительности, которые он употребляет в импровизациях.
Приобретение музыкально-теоретических знаний происходит через самостоятельный интуитивный поиск необходимых средств выразительности художественного образа. Музыкальные знания внутренне перерабатываются и осмысливаются, трансформируются в опорные понятия, становятся более устойчивыми. В результате интонационно-художественного анализа формируются новые сведения о музыке, закрепляются опорные музыкальные знания.