МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«МЕЖШКОЛЬНЫЙ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

АССОЦИИРОВАННАЯ ШКОЛА ЮНЕСКО

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 

 

 

 «Постановка танца для детей 3-го года обучения «Финская полька».

 

 

 

 

 

 

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

Кириенко Наталья Александровна

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

Кириенко Алексей Юрьевич

(Ф.И.О. преподавателя, составителя)

 

 

2012г.

г. Краснодар

Методическая разработка.

 

«Постановка танца для детей 3-го года обучения «Финская полька».

 

Танец - одна из форм художественного общения, средство для выражения мыслей и чувств. Веками происходил отбор танцевальных движений, способных наиболее точно передать то, что волнует человека. Язык танца приобрел свой собственный хореографический язык, в основе которого лежат пластические мотивы самой жизни. Ведущим началом танца является музыка, ее эмоциональная сила - это то главное, что определяет форму и содержание танца, а исполнитель «... должен ее передать и сделать понятной при помощи энергии и живости жестов и живой, одушевленной выразительности лица; следовательно, действенный танец есть то орудие, которое должно передать и наглядно объяснить мысли, вложенные в музыку». Так писал Ж.Ж. Новерр, в своей книге «Письма о танце».

В этой методической работе мы приводим описание постановки для детей 3 – го года обучения «Финская полька». В этой постановке учащиеся впервые знакомятся с парным танцем и его основными правилами: приглашение на танец;постановка исполнителей в паре; ведущая роль партнёра; положениекорпуса: лицом друг к другу,лицомпо линии танца, лицом против  линии танца, в повороте парой, и др.Дети впервые  знакомятся с народным танцем, получают навыки передачи характера и манеры исполнения. В постановке задействовано 24 исполнителя (12 мальчиков и 12 девочек).

В качестве музыкального сопровождения была выбранаФинская полька в интерпретации Holly Dolly.

Далее приводится описание движений с привязкой к счету, на который они исполняются, и рисунки  со схемами всех перестроений.

 

Описание движений.

счет

мальчики

счет

девочки

1 – 8

1 – 8

1

Вступление

 

 

1 - 8

Основной ход: шаги на plieиз Iпозиции, руки в кулачках на поясе, верх корпуса поворачивается в сторону шагающей  ноги.

7 шагов основного хода на 8 собрать ноги в VI позицию. (рис. 1)

 

 

1 - 8

Комбинация: 1 – левая нога, сокращенной стопой, поднята до колена правой ноги (правая нога на plie); 2 – левая нога вытягивается вперед на 450; 3– левая нога у колена; 4 – левую ногу поставить в VI позицию; 5 – 7 три присядки мячик по VI позиции; 8 встать. (рис. 1)

 

 

1 - 8

7 шагов основного хода на 8 ноги собрать в VI позицию. (рис. 2)

 

 

1 - 8

1 – 6 движение по квадрату по 2 шага основного хода в каждом направлении; 7 присядка мячик; 8 собрать ноги в VI позицию. (рис. 2)

 

 

1 - 8

Перестроение в 3 линии основным ходом. (рис. 2а)

 

 

1 - 8

4 соскока во 2 выворотную позицию с разворотом корпуса: правым и левым плечом к зрителю. (рис. 3)

 

 

1 - 8

Комбинация: 1– plie на левой ноге, правая нога сокращенной стопой у колена левой ноги (поворот  в левую диагональ); 2– разворот  правой ноги у колена (правое колено смотрит вправо); 3– соскок во 2 выворотную позицию; 4 –собрать ноги в VI позицию; 5 – 8 повторить комбинацию с другой  ноги. (рис. 3)

 

 

1 - 8

Повторить предыдущую  комбинацию ещё 2 раза.

 

 

1 - 8

1 - 8

Движение: на приседании правая нога приоткрыта вправо и работает носком из стороны в сторону. Правая рука, согнутая в локте, работает из стороны в сторону. 

1 - 8

1 - 8

Движение: 3 шага основного хода, на 4 соскок(собрать ноги в VI позицию лёгким прыжком).

1 – 4 выход первого ряда;

5 – 8 выход второго ряда;

1 – 4 выход третьего ряда;

5 – 8 выход четвёртого ряда.

(рис. 4)

1 - 8

Стоят подтянуто позади девочек.

1 - 8

Комбинация: 1– подскок на plie на левой ноге, правая нога вправо на каблук;2 – подскок на plie на левой ноге, правая нога на полу пальце в 3 позиции; 3 – подскок на plieна правой  ноге, левая  нога влево на каблук; 4 – соскок в VI позицию; 5 – 8 четыре подскока. (рис. 5)

1 - 8

1 – 4 поворот  на 1/4вправо; 5 – 6 подают руки девочкам.

1 - 8

1 – 2 полька правой ногой в повороте  на 1/4вправо;полька левой ногой в повороте на 1/4 вправо; 5 – 6 два подскока; 7 – 8 кладут руки на руки мальчикам. (рис. 5)

1 - 8

Движение: echappeв IVпараллельную позицию (правая нога всей стопой стоит на полу, левая нога, согнутая в колене сзади на полупальце, пятка левой ноги смотрит вверх.

Комбинация: 1 -  echappe правая вперед; 2 – пауза на plie; 3 – echappe левая впред; 4 - пауза на plie; 5 - echappe правая вперед; 6 - echappe левая впред; 7 - echappe правая впред; 8 – пауза. (рис. 6)

1 - 8

Движение: echappeв IVпараллельную позицию (правая нога всей стопой стоит на полу, левая нога, согнутая в колене сзади на полупальце, пятка левой ноги смотрит вверх.

Комбинация: 1 -  echappe правая вперед; 2 – пауза на plie; 3 – echappe левая впред; 4 - пауза на plie; 5 - echappe правая вперед; 6 - echappe левая впред; 7 - echappe правая впред; 8 – пауза. (рис. 6)

1 - 8

Повторить комбинацию echappe с левой ноги на 8 собрать ноги в VI позицию. (рис. 6)

1 - 8

Повторить комбинацию echappe с левой ноги на 8 собрать ноги в VI позицию. (рис. 6)

1 - 8

1 – 2 шаг правой ногой вперед во  IIпозицию в plie мальчик и девочка оказываются спиной друг к другу; 3 шаг левой ногой к правой в VIпозицию мальчик и девочка оказываются лицом друг к другу, поменявшись местами; 4 – хлопок в ладоши друг другу; 5 – 8 повторить комбинацию 1 – 4. (рис. 6).

1 - 8

1 – 2 шаг правой ногой вперед во  IIпозицию в plie мальчик и девочка оказываются спиной друг к другу; 3 шаг левой ногой к правой в VIпозицию мальчик и девочка оказываются лицом друг к другу, поменявшись местами; 4 – хлопок в ладоши друг другу; 5 – 8 повторить комбинацию 1 – 4. (рис. 6).

1 - 8

1 – 6 перестроение в следующую фигуру основным ходом; 7 – 8 упор сед, правая нога открыта  в сторону ( рис. 7).

1 - 8

Перестроение в следующую фигуру легким бегом на полупальцах ( рис. 7).

1 - 8

1 – 2 подсечка правой ногой; 3 – 4 подсечка правой ногой; 5 – 8 «экскаватор» с окончанием лицом к кулисе правая нога открыта в сторону. ( рис. 7).

1 - 8

Исходное положение VIпозиция ног, руки вниз, кисть собрана и сокращена в запястье пальцами от себя.

Движение: plie – пружина в коленях и плечах ( рис. 7).

1 - 8

1 – упор присев; 2 – упор лежа; 3 – упор присев; 4 – присядка «мячик» лицом к кулисе, руки перед собой согнуты в локтях и лежат одна на другой; 5 – присядка «мячик» повернуться лицом к зрителю; 6 – выпрыгнуть вверх ноги раскрыть в стороны, руки в IIIпозиции; 7 – упор присев; 8 – встать ноги в VIпозиции, руки на поясе.( рис. 7).

1 - 8

Движение: на приседании правая нога приоткрыта вправо и работает носком из стороны в сторону. Правая рука, согнутая в локте, работает из стороны в сторону  ( рис. 7).

1 - 8

1 – 4 движение основным ходом к центру; 5 – присядка «мячик»; 6 – выпрыгнуть вверх ноги раскрыть в стороны, руки в IIIпозиции; 7 – упор присев; 8 – встать ноги в VIпозиции, руки на поясе (рис. 7). Примечание: одна сторона начинает комбинацию с правой ноги, другая симметрично с левой.

1 - 8

Исходное положение VIпозиция ног, руки вниз, кисть собрана и сокращена в запястье пальцами от себя.

Движение: plie – пружина в коленях и плечах (рис. 7)

1 - 8

Перестроение основным ходом в два ряда (рис. 8)

1 - 8

Легкий бег на полупальцах перестроение в два ряда справа и слева от кулис (рис. 8)

1 - 8

1 – 4 стоят лицом к кулисам ноги в VIпозиции, руки на поясе; 5 – 8 опускаются на колено один ряд на правое, другой на левое (рис. 9).

1 - 8

1 – 4 три галопа с правой ноги на 4 соскок в VIпозицию; 5 – подскок на правой ноге на plie, в вполоборота к центру, левая нога сокращенной стопой прижата у колена правой ноги; 6 – подскок на правой ноге на plie, левая нога сокращенной стопой вытягивается вперед; 7 – подскок на правой ноге на plie, левая нога сокращенной стопой прижата у колена правой ноги; 8 – соскок в VIпозицию лицом к зрителю (рис. 9).

1 - 8

1 – 4 переход на другое колено с поворотом; 5 – 8 в этом положении прыжком сменить колено (рис. 9).

1 - 8

Повторить комбинацию галопа в продвижении от центра к кулисам.

1 - 8

1 – 4 переход на другое колено с поворотом; 5 – 8 в этом положении прыжком сменить колено (рис. 9).

1 - 8

Повторить комбинацию галопа в продвижении к центру.

1 - 8

1 – 4 встать в VIпозицию; 5 – 8 подойти основным ходом к девочкам(рис. 10).

1 - 8

1 – 4 девочки, которые стоят ближе к центру делают 4 прыжка на месте по VIпозиции, девочки, которые стоят дальше от центра делают три галопа на 4 собрать ноги в VIпозицию; 5 – раскрыть ноги в I позицию, втягивая колени; 6 – 8 пауза (рис. 10). Примечание: одна сторона начинает комбинацию с правой ноги, другая симметрично с левой.

1 - 8

Исходное положение: ноги в первой позиции, руки на поясе кулачки. 1 – plie; 2 – втянуть колени; 3 – поворот голы вправо на девочку; 4 – поворот головы прямо; 5 – plie; 6 – втянуть колени; 7 – поворот голы вправо на девочку; 8 – поворот головы прямо (рис. 11).

1 - 8

Исходное положение: ноги в первой позиции, руки на поясе кулачки. 1- поворот головы влево; 2 – поворот головы прямо; 3 – plie; 4 – втянуть колени; 5 – поворот головы влево; 6 – поворот головы прямо; 7 – plie; 8 – втянуть колени (рис.11).   

1 - 8

1 – 2 упор присев; 3 – 4 упор лёжа; 5 – 6 лечь на пол; 7 – 8 вытянуть ноги, вытянуть руки вперёд (рис. 11).

1 - 8

1 – 2 наклон корпуса вперёд, взгляд на мальчика; 3 – 4 поднять корпус, взгляд прямо; 5 – наклон корпуса вперёд, взгляд на мальчика; 6 – поднять корпус, взгляд прямо; 7 – шаг к мальчику левой ногой; 8 – plieпо VIпозиции (рис.11).

1 - 8

1 – 2 переворот на полу вправо; 3 – 6 согнуть ноги в коленях поднять и соединить стопы, руги согнуть в локтях и подставить под подбородок; 7 – 8 вытянуть ноги, вытянуть руки вперёд на полу (рис. 11).

1 - 8

1 – 2 перескок влево через мальчика; 3 – 4 два подскока с правой ноги, продвигаясь вправо к мальчику; 5 – 6 наклон вперёд, взгляд на мальчика; 7 – 8 поднять корпус (рис.11).

1 - 8

1 – 4 переворот на полу влево; 5 – поставить ладони у плеч, ноги по VI позиции на полупальцы; 6 – отжаться от пола; 7 – собрать ноги под себя, в положение упор присев; 8 – встать вVIпозицию (рис. 11).

1 - 8

1 – 2 перескок через мальчика вправо; 3 – 4 два подскока; 5 – 6 наклон корпуса вперёд, взгляд на мальчика; 7 – 8 поднять корпус (рис.11).

1 - 8

Продвижение основным ходом. Мальчики заводят внутренний круг, а девочки внешний. На 8 соскок в VI позицию ног, мальчики и девочки встретились правыми плечами в парах (рис. 12).

1 - 8

Продвижение основным ходом. Мальчики заводят внутренний круг, а девочки внешний. На 8 соскок в VI позицию ног, мальчики и девочки встретились правыми плечами в парах (рис. 12).

1 - 8

1 – 2 шаг + прыжок на левую ногу с поворотом в паре на 1/4; 3 – 4 шаг + прыжок на левую ногу с поворотом в паре на 1/4; 5 – 6 шаг + прыжок на левую ногу с поворотом в паре на 1/4; 7 – 8 шаг + прыжок на левую ногу с поворотом в паре на 1/4 (рис. 13). Примечание: шаг делается сокращённой стопой, как будто наступает на ступеньку, прыжок не высокий.

1 - 8

1 – 2 шаг + прыжок на левую ногу с поворотом в паре на 1/4; 3 – 4 шаг + прыжок на левую ногу с поворотом в паре на 1/4; 5 – 6 шаг + прыжок на левую ногу с поворотом в паре на 1/4; 7 – 8 шаг + прыжок на левую ногу с поворотом в паре на 1/4 (рис. 13). Примечание: шаг делается сокращённой стопой, как будто наступает на ступеньку, прыжок не высокий.

1 - 8

Повторяем продвижение основным ходом по кругам (рис. 13).

1 - 8

Повторяем продвижение основным ходом по кругам (рис. 13).

1 - 8

Повторяем фигуру шаг + прыжок в паре с поворотом на 1/4 (рис. 13).

1 - 8

Повторяем фигуру шаг + прыжок в паре с поворотом на 1/4 (рис. 13).

1 - 8

Перестроение основным ходом на четыре ряда (рис. 14).

1 - 8

Перестроение основным ходом на четыре ряда (рис. 14).

1 - 8

1 – 4 продолжаем перестроение основным ходом на 4 соскок в VI позицию. Мальчики и девочки встретились в парах правыми плечами; 5 – 6 шаг + прыжок в паре с поворотом на 1/4; 7 – 8 шаг + прыжок в паре с поворотом на 1/4, на 8 все довернулись лицом к зрителю (рис. 15).

1 - 8

1 – 4 продолжаем перестроение основным ходом на 4 соскок в VI позицию. Мальчики и девочки встретились в парах правыми плечами; 5 – 6 шаг + прыжок в паре с поворотом на 1/4; 7 – 8 шаг + прыжок в паре с поворотом на 1/4, на 8 все довернулись лицом к зрителю (рис. 15).

1 - 8

1 - 8

Уход за кулисы основным ходом на 4 соскок  (рис. 15).

1 - 8

1 - 8

Уход за кулисы основным ходом на 4 соскок  (рис. 15).

 

Схемы перестроений.

1-1

 

1-2

1-3

1-4