О хоровом цикле «Времена года» Владимира Панченко в репертуаре Концертного хора МЭЦ 

Савельева Т. П.
концертмейстер Концертного хора МЭЦ

Концертный хор МЭЦ исполняет произведения как классические - отечественные и зарубежные, так и современные - включая и детские песни, и произведения эстрадного, джазового и рок-направлений в музыке. Поют наши дети также произведения народного и духовного жанра. Особое место в репертуаре занимают крупные хоровые формы - фантазии, мессы, кантаты, попурри и т. п. В 2017 году хор за короткий срок разучил и исполнил впервые в Краснодарской краевой филармонии им. Г. Ф. Пономаренко новое интересное произведение - хоровой цикл Владимира Панченко «Времена года».

У многих композиторов есть сочинения под названием «Времена года». Наверное, самые известные - Чайковского и Вивальди. Кроме них, «Времена года» писали Гайдн, Пьяццолла и другие. Своё произведение Владислав Панченко определил как хоровую сказку. Оно написано для хора и оркестра на оригинальный текст Алексея Ремизова, русского писателя, который жил и творил почти 100 лет назад. Марина Цветаева называла Ремизова «Живой сокровищницей русской души и речи».

Владислав Викторович Панченко (родился в 1957 году в Ленинграде), советский и российский композитор и дирижёр. Он окончил Ленинградское хоровое училище им. М. И. Глинки при Ленинградской государственной академической капелле в 1975 году, а затем Петрозаводскую государственную консерваторию (филиал Ленинградской) по классу дирижирования проф. У Ген-Ир в 1980 году и по классу композиции проф. А. Л. Репникова в 1982 году. В. Панченко - лауреат Всесоюзного конкурса композиторов 1980 года и лауреат театральной премии «Онежская маска» 2009 года. Он автор музыки к известным фильмам «Особенности национальной охоты», «Особенности национальной рыбалки», «Блокпост», «Убойная сила», «Операция «С Новым годом!» В. Панченко автор более 120 опусов в области серьёзной музыки. Среди них: кантаты «Вифлеемская звезда», «Странник», «Знамение», «Последний викинг», «Легенда о березе и ветре», «Неусыпаемая Псалтырь», «Под Покровом Небес»; поэмы «Океан», «Снег»; симфонические картины «Медный всадник», «Голгофа», увертюра «Торжество Православия», Фантазия для фортепиано с оркестром, Фантазия для гитары с оркестром, Концерт для баяна с оркестром; оперы «Инрог», «Северный эпос», рок-опера «Бьярмия», мюзикл «Любовь в стиле modern», водевиль «Дамы и гусары», музыкальная сказка «Посолонь», балет «Золотой рыцарь».

Владислав Панченко автор многих произведений для хора: это кантаты («Вифлеемская звезда», «Песнь Поморья», «Странник»), хоровые циклы a cappella («Петербург Андрея Белого», «Тихая моя родина» на стихи Рубцова, «Уходит Русь» на стихи Зульфикарова), духовная музыка («Достойно есть», «Взбранной Воеводе», «Объятия Отча», Месса Св. Михаила, Всенощное бдение для мужского хора a cappella).         

В основу сборника «Посолонь» Алексея Ремизова, вышедшего в 1907 году, легли обряды, игры, предания, бытовавшие в дохристианской Руси. В книге сохранён самобытный народный язык. Её населяют сказочные персонажи, многие из которых до сих пор хорошо нам знакомы (это Снегурушка, Баба-Яга, Леший, Коляда), очеловеченные воображением животные (Ведмедюшка, Заюшка, Кукушка, Кот-Котонай, Гуси-лебеди, змея Скоропея) и даже растения (Одолень-трава, купальский цветущий папоротник, перекати-поле). Бес, Ангел, баба Кострома, старуха Ворогуша, русалки, Кощей, Кикимора, Лихо Одноглазое - нет числа причудливым и мистическим героям, созданным народным творчеством в языческой Руси. А с некоторыми персонажами мы познакомились впервые - вот, например, таинственная Калечина-Малечина из старинной детской игры. Наши дети играют уже совсем в другие игры….          

Для своего произведения композитор Панченко взял только малую часть из «Посолони», этого неисчерпаемого источника фольклорных мифов. И они оживают перед нами в звучании хора и оркестра. Алексей Ремизов писал: «Моя „Посолонь“ - ведь это не выдумка, не сочинение - это само собой пришло - дыхание и цвет русской земли, русского слова». Все игры, прибаутки, сказки, песни и рассказы расположены в книге по временам года. Так же и хоровой цикл В. Панченко состоит из четырёх частей: «Весна», «Лето», «Осень» и «Зима». Люди в старину подчинялись годовому циклу природы и совершали соответствующие своим верованиям обряды. Название «Посолонь» и означает - «по солнцу», по направлению его кругового движения от весны к зиме.

В разных фрагментах произведения царит то шутливое, радостное, то лирическое, задумчивое, то причудливо-таинственное состояние. Начинается и заканчивается оно яркой закличкой: «Посолонь»! Это обрамление напоминает веночек, концы которого соединяются при плетении. «Весна» начинается с детской игры, в которой Ангел и Бес по очереди выбирают себе разные цветы. Затем прозрачно, под один баян, звучит эпизод Вербного воскресения. Вся эта часть наполнена светом и теплом. «Лето» посвящено языческому празднику Ивана Купала. Девушки водят хороводы, но и Баба-Яга не прочь принять в них участие, и Калечина-Малечина притаилась у плетня… Внезапные контрасты отражены в интонациях,  ритмах, оригинальных хоровых созвучиях. «Осень» - это очень красивая, протяжная и печальная мелодия, исполняемая солисткой (у хора в этой части всего две короткие реплики). «Зима» же - полная противоположность. В музыке сразу чувствуется бодрящий морозец и праздничное оживление. Народ катается на санках, играет в снежки. Запевает здесь Снегурушка соло, а хор радостно перекликается с ней. Затем звучит весёлая колядка, написанная композитором в несимметричном размере.

Владислав Панченко воплотил всю сказочность и поэтичность народной жизни в гармониях, тембрах, мелодиях и ритмах, сочетая в своей музыке древность и оригинальность, историю и современность. Дети с большим интересом познакомились с самобытной и яркой «Посолонью». При её исполнении требуется артистичность, эмоциональность, игровое начало. Хористы перевоплощаются в различных вымышленных героев и с удовольствием исполняют сочинение, а слушатели наслаждаются красочной музыкой. При разучивании каждого нового произведения хор овладевает каким-то новым характером звука, исполнительским приёмом, новыми техническими навыками, а значит, поднимается на новую ступень мастерства. В этом произведении невозможно заскучать, настроение меняется иногда в каждом новом такте. Но главное - дети знакомятся с богатым народным фольклором, вовлекаются в творчество, а радость новых открытий укрепляет любовь к хоровому пению и музыке вообще. Специально для концертного хора МЭЦ знаменитый и заслуженный коллектив - оркестр русских народных инструментов краевой филармонии под управлением А. Я. Винокура - записал фонограмму аккомпанемента. И теперь «Посолонь» - один из наших любимых концертных номеров.                                                                                                                                           

Яндекс.Метрика