Методическая разработка

педагога МБОУ ДОД ЦДОД МЭЦ

Максимовой А.В.

«Декоративный натюрморт, стилизация природных и бытовых форм»

Одной из форм обучения в учреждениях дополнительного образования является изучение и рисование «неподвижной» натуры (натюрморта). Изучая ее, учащиеся овладевают перспективой, развивают глазомер, колористические, композиционные способности. Декоративный натюрморт расширяет рамки творческих задач и опирается на индивидуальные способности учащихся подмечать  и  доводить самое характерное в натюрморте до максимальной цветовой, композиционной и пластической      выразительности.
Представленное мной занятие на тему: «Декоративный натюрморт, стилизация природных и бытовых форм» - первый шаг по овладению основами изображения декоративного натюрморта. Возраст учащихся 11-12 лет.

Как самостоятельное явление в искусстве он сформировался в конце ХVII века в Голландии. Именно голландцы поставили натюрморт в один ряд с такими жанрами изобразительного искусства как пейзаж, портрет, историческая картина.

А вот «декоративный натюрморт» - явление сравнительно новое, появившееся в конце ХIХ начале ХХ века, в эпоху зарождения волны самых разнообразных направлений. Это время художественных экспериментов с цветом, формой, пространством, увлечение поиском разнообразных фактур.

Для декоративного натюрморта характерно условное изображение реальной постановки, он исключает ряд постановочных задач реалистического изображения таких как: отображение воздушного пространства, формы, материальности. Условностью также является плановость изображения. В декоративном натюрморте на первый план выступают следующие задачи: цветовая композиция, в которой цвета решают условную задачу заранее продуманного колорита, построенного на нюансе,  контрасте, монохромии.В декоративном натюрморте важная роль отводится линии, контуру, их движению и взаимодействию с пятном. Допустимым является также использование орнаментов, узоров как  аппликативной составляющей декоративного натюрморта.

Главная задача в декоративном натюрморте – стилизация предметов, их формы, цвета, тона. Что такое стилизация? Это декоративное объединение предметов с помощью ряда условных приемов. Можно упростить или усложнить форму, цвет, детали объекта, а также отказаться от передачи объема. Однако упростить форму вовсе не означает обеднить ее, а  опустив малозначащие детали, подчеркнуть самые выразительные качества предмета.

Усложнение формы строится за счет введения декоративного орнамента, отсутствующего в натуре. Художник может стилизовать предмет в любой степени; отход от натуры бывает очень значительным. Цветы, кувшин, фрукты можно трактовать почти как геометрические формы или сохранить природные плавные очертания.Сильный отход от натуры, преобразованный до геометрических форм, называется абстракцией.

Данный натюрморт выполнен в графической технике гелиевыми ручками. В начале работы необходимо сделать ряд эскизов и поисков, в которых будет решена задача компоновки предметов, их сочетаний друг с другом. Затем утверждённый эскиз переноситься на формат и отрисовывают в карандаше. При рисовании форма предметов может изменяться, так же как и их количество. Ученики должны сами добавлять детали, а так же разные фактуры и узоры. Когда работа в карандаше выполнена,начинается работа в материале. Все предметы обводятся чёрной гелиевой ручкой. Для получения более эффектного изображения - необходимоварьировать толщиной обводки, всё главное обводится толстым контуром, а второстепенное тонким.Затем  начинается работа в цвете. Здесь важно сочетать цвета гармонично, использовать определённую цветовую палитру, чтобы не получилось путаницы в цвете, но при этом предметы должны быть яркими. Начинать лучше с крупных предметов, постепенно заштриховывая их ручкой, затем приступать к проработке мелочей. После того как все предметы проработаны, можно слегка проработать фон, дополнить пустые места новой деталировкой. Фон  должен быть более нейтральным, но не пустым, многие места нужно оставить белыми, чтобы не перебить композиционный центр.

Яндекс.Метрика