Деулина Л.В.

Педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД ЦДОД МЭЦ г.КРАСНОДАРА

Первые уроки игры на скрипке. Постановка рук

Скрипка общепризнанно считается одним из самых сложных инструментов. Овладением искусством  игры на скрипке занимает многие годы  и  требует от ученика  максимальной отдачи, огромного напряжения  всех его  сил – как физических, так и духовных. Поэтому, перед педагогами  стоит  нелегкая задача: сделать так, чтобы процесс обучения игре на инструменте  был интересным и увлекательным, чтобы  активизировать  детей к  дальнейшим занятиям. Начальный этап в обучении  является определяющим для дальнейшего роста юного музыканта, поэтому ему нужно уделить особое внимание.

Способов и методов работы с детьми на начальном этапе очень много, и выбор их зависит от изобретательности педагога и возможности ребенка.

Первый урок с учеником – важный момент. Очень многое зависит от педагога – внешний вид, манера общения, умение расположить ребенка к себе, заинтересовать его музыкой – очень важно на первом этапе. Уже на первых уроках нужно вести беседы с учеником на разные темы, не только о его отношении к музыке. На  первые уроки можно приходить без инструмента, так как представлений о занятиях и о скрипке у него нет. Педагогу на начальном этапе можно придумать ряд подготовительных упражнений без инструмента, чтобы исключить напряженное состояние корпуса и рук. Далее, ознакомление с частями скрипки отождествляем со строением человека. Очень  важны для ребенка первые звуки, извлекаемые из инструмента педагогом. Здесь можно сформировать представление ученика о громкости звука, играя различные мелодии – понятие жанра (песня, танец, марш).

Дальше, знакомя ученика с названиями струн, можно дать  им  образные характеристики. Самая тонкая струна (ми) пищит как комарик, а самая толстая (соль) рычит как медведь. У струны ля всегда хорошее настроение и она поет, как птичка. Струна ре – серьезная, деловая, поэтому мы и начинаем учиться играть именно с этой струны.

Итак, этап изучения инструмента освоен. Заучивать названия деталей скрипки и смычка пока не стоит, чтобы не перегружать ученика. Приступим к упражнениям, подготавливающим работу над постановкой:

  1. 1. «кулачки» - сильно сжимать и разжимать кулачок, задерживаясь в напряжении всего несколько секунд.
  2. 2. «руки вверх» - вытянуть руки вверх с выпрямленными пальцами. Затем, ронять только пальцы на обеих руках, потом кисти, предплечья и плечи.
  3. 3. «прыжок вперед» - помогает научить малыша правильно стоять и распределять вес тела равномерно на обе ноги.
  4. 4. «часики» - упражнение для правой руки. Ручка находится на уровне талии и согнута в локте, поднимаем кисть к носу (смотрим на часы), затем вернуться в  исходное положение, дальше смотрим на часы издалека, отводим руку вперед.
  5. 5. «зеркальце» - упражнение для левой руки, кисть   ладонью повернута к себе, пальчики округлены, как бы удерживают зеркальце, добавить сгибание и разгибание в локтевом суставе.
  6. 6. «буратино» - поднести к носу большой палец  левой руки, пальцы распустить, затем тоже самое делаем  мизинцем этой же руки. Это упражнение поможет левой руке сделать правильный поворот к корпусу скрипки.
  7. 7. «телефон» - упражнение на развитие чувства ритма. Вначале педагог прохлопывает в ладоши несложные ритмические рисунки, ученик пытается повторить.

Каждое упражнение повторить несколько раз, проговаривая название каждого. Полезно так же менять порядок упражнений на уроках, добавляя при этом новые. В каком объеме проводить эти упражнения зависит от индивидуальности и способностей ученика, не перегружая его внимания. Подводя итог урока, необходимо обращать внимание малыша на то, чему он уже научился, что получается хорошо, обязательно похвалить. И начиная с первого урока, ребенок должен получать домашние задания – вспоминать все, что делали в классе и повторить.

Яндекс.Метрика