Развитие композиционного мышления учащихся

Развитие композиционного мышления детей является одним из самых интересных и непростых вопросов изобразительного искусства. Выполнение композиции – очень творческий и увлекательный процесс, требующий применения всего накопленного объема знаний, умений и навыков, а также  развивающий воображение и фантазию ребёнка, активизирующий мыслительную деятельность. Главная цель  в композиции - создание выразительного художественного образа. При   выборе темы, сюжета, композиционного решения привлекается  весь опыт, накопленный детьми: зрительная память, мир внутренних  переживаний, способность образно мыслить. Иногда разработка идеи, выбор темы,  может проводиться  совместно с педагогом – на этом этапе происходит момент сотворчества. В процессе рождения композиции очень важным моментом является этап вхождения в тему.  От того насколько эмоционально ярко он прошел, часто зависит необычность и оригинальность художественного решения. Провести интересно этот этап можно с помощью демонстрации  наглядного материала, помогающего раскрытию образа, проведения игровых моментов, в том числе ролевых игр, где каждому ребенку отводится определенная роль.  Можно использовать метод обсуждения темы, на котором каждый учащийся предлагает свою  трактовку темы, вкладывая свое смысловое значение в содержательную часть. И тогда тема зазвучит неоднозначно и поразит своей неожиданной многогранностью. Один из интересных этапов – сбор материала к теме, который включает наблюдения окружающей жизни, выполнение набросков и зарисовок дома, на улице, в библиотеке. Ребенок, готовясь к занятию, может использовать и фотоматериалы, делая снимки гуляя по городу.  Интересно провести коллективное обсуждение собранного материала, выслушать мнение ребят, какую зарисовку или фотоматериал можно использовать в будущей композиции, подвести их к пониманию того, что они хотят изобразить. Хорошим советом для ребят  может служить выражение Леона Батиста Альберти: "Никогда не берись за карандаш или кисть, пока ты как следует, не обдумал, что тебе предстоит сделать и как это должно быть выполнено, ибо поистине, проще исправлять ошибки в уме, чем соскабливать их с  картины».1 Следующий немало важный этап работы над композицией – выполнение  эскиза. Эта форма работы очень важна для последующей реализации творческой идеи. При работе над тематическим заданием, в процессе поиска сюжета и изобразительных средств, учащиеся должны понимать, что одна и та же тема может быть решена по-разному, вариативно. Кроме того, нужно ориентировать учащихся на самостоятельный поиск проблемы и темы в искусстве. Таким образом, получаемые знания являются основой, направленной на умение грамотно, творчески, избирательно, а значит осознанно вести работу в дальнейшем.

Именно в эскизе можно отразить общую и самую главную суть будущей композиции, абстрагируясь от ненужных на данном этапе мелочей. Работа над эскизом индивидуальна. Одни выполняют  эскиз схематично (карандашом), вынося последующие этапы работы (цвет, тон, фактуру) на основной формат. Другие выполняют детально разработанный эскиз, стараясь уже на маленьком формате увидеть черты будущей композиции.

При воплощении эскиза на основном формате листа, очень важно не растерять остроту творческого замысла, изначально заложенного в нем. Следует внимательно отнестись к прорисовке главных персонажей, характеру их пропорций, движению, к соотношению частей композиции  друг с другом. Очень часто  возникают затруднения при изображении человека в композиции. В этом случаи сами ребята могут прийти на выручку друг другу, и для воссоздания сюжетной ситуации временно выступить в роли натурщиков. Выполненные в учебной мастерской наброски помогут восстановить дальнейший ход работы над композицией.

При выполнении эскиза и композиции в цвете необходимо напомнить ребятам, что цвет  является мощным источником эмоционального воздействия на человека. Художник, создавая произведение искусства, должен ясно представлять, какой эмоциональный импульс будет оказывать  цветовое решение полотна на зрителя, учитывать все нюансы цветовых сочетаний, их влияния на чувства и настроения, и согласовывать выбор того или иного колорита с идейным содержанием своей композиции. Юные художники при выполнении своих работ должны решать те же задачи. В связи с этим можно выполнить несколько цветовых вариантов, выразив идею колорита различными материалами (акварелью, гуашью, восковыми мелками, цветными карандашами и т.д.). Иногда от выбора материала может в корне поменяться образный строй композиции.

Все, что было сказано выше, не стоит понимать как неизменный и жестко установленный порядок при работе над композицией. Однако соблюдение правил помогает достигнуть максимально хороших результатов, способствует созданию наиболее яркого художественного образа.

1 Л.Б. Альберти «Три книги о живописи»

Список рекомендуемой литературы

 

Аксенов Ю., Левидова М. «Цвет и линия» - М.; Сов. художник, 1976 г.

Волков Н.Н. «Восприятие картины» - М.; 1976 г.

Голубева О.Л. «Основы композиции» - М.; 2001 г.

Мастера искусства об искусстве, т. 1-7; Искусство, 1965 – 1970.

Сокольникова Н.М., «Основы живописи» - Обнинск; Титул, 1996 г.

Шорохов Е. В., «Композиция» - М.; 1985 г.

 

 

 

 

Яндекс.Метрика